double arrow

Отличие ревизии от аудита. ТЕМА 3. Организация контрольно-ревизионной работы


ТЕМА 3. Организация контрольно-ревизионной работы

Независимый финансовый контроль

Договорные отношения между хозяйствующими субъектами по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерче­ских операций и осуществлению инвестиций строятся на базе инфор­мации о результатах деятельности, финансовом положении организа­ций и соблюдении ими законодательства. Эта информация является основой для принятия решений заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвестора­ми, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом, поэтому от ее качества зависят последствия реализации таких решений.

Потребность в подтверждении достоверности бухгалтерской от­четности как единственного источника информации для внешних пользователей независимыми экспертами возникает в связи с тем, что:

1) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажени­ям в силу некомпетентности или пристрастности ее составителей;

2) собственники, прежде всего коллективные собственники (ак­ционеры, пайщики), а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции законны и правильно отражены в отчетности, поскольку обычно не имеют и доступа у учетным записям, ни соответствующего опыта.




Существуют два противоположных подхода к управлению орга­низацией: структурный и процессный.

При структурном подходе строится управление из различных ком­бинаций линейной и функциональной подчиненности. Линейная су­бординация — директор, главный инженер, начальник цеха, мастер. Функциональная зависимость — главный экономист, начальник планового отдела, экономист цеха. Взаимодействие работников в таких орга­низациях осуществляется через должностных лиц.

По иному обстоит дело при процессном подходе. Он ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базо­вые категории:

1) основные бизнес-процессы;

2) обеспечивающие бизнес-процессы;

3) бизнес-процессы развития;

4) бизнес-процессы управления.

Основные бизнес-процессы ориентированы на производство продук­ции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента, и обес­печивают получение доходов для организации.

Обеспечивающими бизнес-процессами являются вспомогательные процессы, предназначенные для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов.

Бизнес-процессы развития включают в себя проектирование, стра­тегическое планирование и т.д.

Бизнес-процессы управления основаны на выделении систем управ­ленческих действий по работе с документами.



Элементом любой системы управления является контроль. Кон­троль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимуще­ственно структурно. Цель ревизии — проверка обоснованности и целе­сообразности действий должностных лиц приемами и методами, ха­рактерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наи­более актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по до­кументам выявляет отклонения в действиях работников при выполне­нии операций конкретного бизнес-процесса. В настоящее время наиболее распространен аудит процесса составления бухгалтерской и на­логовой отчетности.

Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По ито­гам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материаль­ной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес-процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил -ведения процессов или ужесточения требований к их соблю­дению.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регла­ментирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.



Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, а аудитор — бухгалтерскую и финансовую отчетность. Обязанность ре­визора состоит в определении обоснованности и целесообразности дей­ствий должностных лиц, а аудитора — в представлении квалифициро­ванного мнения об отчетности организации.

Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных дей­ствий и нарушения действующего законодательства. По ее итогам при­нимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы. В ходе аудита проверяется соот­ветствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, при­нимаются решения об изменении процессов в учетном органе и дви­жении первичных документов.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может вы­сказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.







Сейчас читают про: