ТЕМА 3. Организация контрольно-ревизионной работы
Независимый финансовый контроль
Договорные отношения между хозяйствующими субъектами по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и осуществлению инвестиций строятся на базе информации о результатах деятельности, финансовом положении организаций и соблюдении ими законодательства. Эта информация является основой для принятия решений заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом, поэтому от ее качества зависят последствия реализации таких решений.
Потребность в подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности как единственного источника информации для внешних пользователей независимыми экспертами возникает в связи с тем, что:
1) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу некомпетентности или пристрастности ее составителей;
|
|
2) собственники, прежде всего коллективные собственники (акционеры, пайщики), а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции законны и правильно отражены в отчетности, поскольку обычно не имеют и доступа у учетным записям, ни соответствующего опыта.
Существуют два противоположных подхода к управлению организацией: структурный и процессный.
При структурном подходе строится управление из различных комбинаций линейной и функциональной подчиненности. Линейная субординация — директор, главный инженер, начальник цеха, мастер. Функциональная зависимость — главный экономист, начальник планового отдела, экономист цеха. Взаимодействие работников в таких организациях осуществляется через должностных лиц.
По иному обстоит дело при процессном подходе. Он ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовые категории:
1) основные бизнес-процессы;
2) обеспечивающие бизнес-процессы;
3) бизнес-процессы развития;
4) бизнес-процессы управления.
Основные бизнес-процессы ориентированы на производство продукции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента, и обеспечивают получение доходов для организации.
Обеспечивающими бизнес-процессами являются вспомогательные процессы, предназначенные для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов.
Бизнес-процессы развития включают в себя проектирование, стратегическое планирование и т.д.
|
|
Бизнес-процессы управления основаны на выделении систем управленческих действий по работе с документами.
Элементом любой системы управления является контроль. Контроль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимущественно структурно. Цель ревизии — проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес-процесса. В настоящее время наиболее распространен аудит процесса составления бухгалтерской и налоговой отчетности.
Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес-процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил -ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.
Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.
Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, а аудитор — бухгалтерскую и финансовую отчетность. Обязанность ревизора состоит в определении обоснованности и целесообразности действий должностных лиц, а аудитора — в представлении квалифицированного мнения об отчетности организации.
Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения действующего законодательства. По ее итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы. В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.
Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.