Ревизия как элемент контроля наиболее эффективна в тех организациях, где преобладает административная система управления. Ревизорские действия всегда направлены на усиление иерархии в организации и укрепление субординационных начал в структуре управления. В связи с этим выделяют две общие задачи ревизии. 1. Выявление должностных лиц, ответственных за незаконные и нецелесообразные операции, совершенные в прошедшем периоде. К незаконным относятся такие операции, которые запрещены действующим законодательством и внутренними нормативными актами проверяемой организации. Они трактуются ревизором как злоупотребление служебным положением. Нецелесообразными операциями являются те, которые к прямым потерям или снижению эффективности работы.
2. Выявление сбоев в системе постоянно действующего оперативного контроля. Сбои могут возникнуть из-за того, что устарели требования внутренних нормативных документов организации, формы первичных документов. К причинам неэффективности оперативного контроля относятся отсутствие у новых процессов и процедур соответствующих инструкций и положений, а также неувязка должным образом оборота электронных и бумажных документов и т.п.
Частные задачи ревизии подразделяют на две большие группы, соответствующие следующим факторам производства: труд и материально-вещественные условия труда. В первую группу входят задачи по проверке исполнительской дисциплины персонала, а во вторую — сохранность и эффективность использования имущества.
1. При проверке исполнительной дисциплины осуществляют контроль следующими факторами.
• Обеспеченность организации управленческой документацией;
• проверка соответствия уровней управления организационным документам;
• эффективности структурных подразделений организации;
• целесообразности филиалов и представительств;
• исполнения распорядительных документов;
• делопроизводства и документооборота;
• норм материальной ответственности, действующих в организации.
2. Договорная дисциплина:
· проверка оформления документами договорных отношений;
· соответствия договоров действующему законодательству;
· эффективности условий заключенных договоров и договорных отношений;
· правомерности крупных сделок.
3. Дебиторская и кредиторская задолженность:
• экспертиза состава дебиторской и кредиторской задолженности;
• проверка оперативной системы контроля дебиторской задолженности.
• обоснованности применяемых способов погашении дебиторской и кредиторской задолженности (зачет, перемена лип в обязательстве, вексель, договоры мены, поручения. комиссии, агентирования).
4. Обязательства организации:
· проверка целесообразности займов и ссуд;
· обоснованности кредитных операций.
5. Расчеты с подотчетными лицами:
· проверка обоснованности командировочных расходов организации;
· обоснованности расходов должностных лиц на хозяйственные нужды:
· обоснованности представительских, расходов организации;
· правил оформления должностными лицами отчетов но расходованию подотчетных сумм.
6. Расчеты по заработной плате:
• анализ потерь рабочего времени:
• проверка соотношения производительности труда и заработной платы;
· соблюдения положений штатного расписания и утвержденных схем должностных окладов;
· соответствия.действующих премиальных систем распорядительным документам предприятия;
· целесообразности привлечения совместителей и внештатных сотрудников по договорам подряда;
· эффективности учета рабочего времени:
· соблюдения норм и нормативов в использовании трудового потенциала организации.
В ходе проверки сохранности и эффективности использования имущества выполняют контроль следующих факторов.
1. Основные средства:
• проверка целесообразности действующей структуры основных фондов;
· поступления основных средств:
· сохранности основных средств;
· соответствия изменения стоимости основных средств требованиям законодательства Российской Федерации:
· внутреннего перемещения основных средств:
· соответствия ремонта основных средств корпоративным требованиям;
· консервации основных средств;
· обоснованности аренды основных средств;
· выбытия основных средств.
2. Нематериальные активы и НИОКР:
· проверка прав предприятия на нематериальные активы (НМА), числящиеся в учете;
· операций с НМА:
· прав предприятия на НИОКР, числящихся в учете;
· НИОКР, осуществляемых собственными силами;
· НИОКР, проводимых сторонней организацией по договору.
3. Товарно-материальные ценности:
· проверка поступления ТМЦ;
· сохранности ТМЦ в центральном складе и цеховых кладовых;
· списания ТМЦ в производство;
· выбытия материалов на сторону;
· сохранности и использования горюче-смазочных материалов;
· сохранности и использования тары;
· сохранности и использования запасных частей;
· сохранности и использования шин;
· сохранности и использования инвентаря;
· сохранности и использования инструментов.
4. Готовая продукция:
· проверка обоснованности формирования себестоимости продукции, работ, услуг;
· эффективности учета выпуска готовой продукции;
· контроля качества готовой продукции;
· сохранности готовой продукции и незавершенного производства;
· отгрузки готовой продукции.
5. Денежные средства:
· проверка безопасности хранения денежных средств и операций в центральной кассе;
· безопасности операций кассиров-операционистов;
· безопасности операций кассиров-раздатчиков.
6. Вложения в ценные бумаги:
· проверка прав предприятия на бездокументарные акции;
· операций с акциями внебиржевого оборота;
· операций с акциями биржевого оборота;
· обоснованности передачи акций в доверительное управление;
· обоснованности операций с собственными векселями;
· операций с векселями банков и других лиц.
7. Капитальные вложения:
· проверка целевого использования вложений собственников;
а экономного и целевого использования прибыли;
· обоснованности затрат капитального характера.