double arrow

Виды контроля. В научной литературе можно встретить упоминание экономического, административного, технического (технологи­ческого

В научной литературе можно встретить упоминание экономического, административного, технического (технологи­ческого, процедурного), финансового контроля и контроля ревизионного.

Экономический контроль изучает факты потерь и нерационально­го использования ресурсов, незаконного расходования средств и усло­вий, способствующих этим явлениям.

Хозяйственный контроль - система наблюдения и проверки хо­зяйственной деятельности, необходимая для решения поставленных задач и устранения негативных условий, препятствующих достижению целей.

Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленными в законодательных нормативных актах правилами, только уполномо­ченными на то лицами, в соответствии с определенными руководством полномочиями и процедурами принятия решений по проведению опе­раций.

Технический (технологический, процедурный) контроль обеспечивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внут­рипроизводственных операций в соответствии с требованиями техни­ческих условий, нормативов, лимитов и др.

Все указанные в определениях предметы контроля — отдельные аспекты деятельности субъекта хозяйствования. В том случае, если характеризующая их информация поддается денежной оценке, она явля­ется предметом финансового контроля.

В широком смысле под финансовым контролем понимается на­блюдение, определение или выявление фактически полученных финан­совых показателей деятельности. Финансовый контроль можно срав­нить с лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь про­цесс движения финансовых ресурсов, необходимых для начала осуще­ствления деятельности в любой сфере, заканчивая получением финан­совых результатов этой деятельности

Финансовый контроль — это проверка специально уполномочен­ными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответ­ственно государственный финансовый контроль — это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан.

Финансовый контроль может рассматриваться в качестве одной из функций контрольных органов, представляющей собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля с целью установить законность совершенных им операций, достоверность и качество полученных финансовых показа­телей с применением определенных форм, методов и разновидностей ее организации. Под финансовыми потоками объекта следует понимать оцененное в денежном выражении движение любых элементов его имущества или объектов имущественных прав и соответственно лю­бых источников их формирования (финансирования). Данное опре­деление дает общее представление о сущности финансового контроля и требует уточнения основных элементов применительно к каждому из его видов.

По организационным формам ревизионный контроль в Российской Федерации подразделяется следующим образом:

 вневедомственный;

 внутриведомственный;

 внутрихозяйственный.

Вневедомственный контроль осуществляют государственные органы управления и органы специализированного контроля: Государственная налоговая служба, Счетная палата, федеральное казначейство РФ, Контрольно-ревизионное управление МФ РФ и др.

Внутриведомственный контроль осуществляется министерствами, главными управлениями и другими объединениями по отношению к подведомственным им организациям, в потребительской кооперации  контрольно-ревизионными управлениями Центросоюза, областных, краевых и республиканских союзов.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется за производственной и хозяйственной деятельностью организаций администрацией и функциональными отделами управления, а также за финансовой, производственной, хозяйственной деятельностью потребительских обществ, союзов и их предприятий.

По времени осуществления внутрихозяйственный контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный контроль осуществляется с целью недопущения незаконных действий, непроизводительных расходов материальных, трудовых, денежных ресурсов. Производится до начала совершения хозяйственных операций в процессе планирования.

Текущий (оперативный) контроль  систематическое наблюдение за совершением хозяйственной деятельности организациями. Основная задача этого контроля  своевременное выявление отклонений фактических показателей деятельности от плановых (сметных, нормативных) с целью принятия мер по устранению отрицательных факторов в работе и закреплению положительного опыта.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственных операций. Его задача  проверить законность совершенных хозяйственных операций, вскрыть недостатки в работе, нарушения и злоупотребления, принять меры по их ликвидации и наметить меры по улучшению эффективной деятельности организации и системы внутреннего контроля.

Путем четкого сочетания всех видов контроля  последующего, предварительного и текущего  достигается наиболее высокая эффективность хозяйственного контроля.

По источникам данных контроль подразделяется на документальный и фактический.

Документальный контроль заключается в установлении сущности проверяемой хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом) по данным первичных документов, учетных записей и отчетности, в которых она получила отражение.

Фактический контроль заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки и осуществляется путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа для установления фактического остатка имущественных и материальных ценностей в натуральном измерителе или фактического состояния других объектов проверки.

Объектами фактического контроля являются:

 наличные деньги в кассе;

 наличие основных средств;

 товарно-материальные ценности;

незавершенное производство.

Хозяйственный контроль осуществляется в форме экономического анализа, тематической проверки, документальной ревизии.

Экономический анализ  способ изучения хозяйственной деятельности организации за определенный период времени путем использования сведений финансового, бухгалтерского, управленческого и статистического учета, а также технико-производственных показателей, нормативов и утвержденных смет, прогнозов и бюджетов. Основной задачей экономического анализа является контроль за выполнением заданий по количественным и качественным показателям, определение экономических результатов работы, наиболее полное выявление и мобилизация всех внутренних производственных резервов для дальнейшего улучшения работы организации.

Тематическая проверка  изучение одной или нескольких сторон производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации. Результаты тематической проверки, полученной на основе документального и фактического контроля, обычно оформляются докладной запиской, а при установлении нарушений и злоупотреблений  актом.

Документальная ревизия  метод осуществления контрольных действий, состоящий в последовательной проверке с целью установления законности и целесообразности хозяйственных операций и действий должностных лиц, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения сохранности кооперативной собственности, выявления случаев хищения и незаконного расходования средств, а также внутренних резервов для улучшения работы организации.

Ревизии республиканских, областных, краевых потребсоюзов, райпотребсоюзов, крупных многоотраслевых потребительских обществ, промышленных и транспортных предприятий и строительных организаций, сельскохозяйственных кооперативов следует проводить, как правило, ревизионной группой комплексно. Ревизии небольших по объему работы организаций могут производиться ревизором не комплексно.

Комплекcными peвизиями cчитaютcя тaкиe, кoтopыe охватывают широкий круг вопросов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность ревизуемой организации в целом или отдельной отрасли ее деятельности (торговля, заготовки, производство и т. д.). Комплексные ревизии помимо финансово-хозяйственной деятельности предусматривают также проверку оперативной работы организаций.

Для проведения комплексных ревизий создается ревизионная бригада, возглавляемая назначенным руководителем. В состав бригады кроме ревизора включаются специалисты, хорошо знающие экономику и организацию торговли, заготовок, производства, финансовую работу, бухгалтерский учет и другие участки деятельности (товароведы, инструкторы, экономисты, работники отдела кадров, инженеры-строители и другие специалисты). Необходимо также привлекать к участию в ревизии отдельных хозяйств или участков работы членов контрольно-ревизионной или ревизионной комиссии ревизуемой организации. В случае необходимости к ревизии могут быть привлечены и другие компетентные лица и эксперты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: