В.М. Шукшин

Период его творчества длился 10 лет: сер. 60-сер. 70 – время брежневского застоя. (Ср. творчество Толстого – 50 лет в литературе. Или «Обломов», который создавался 10 лет.)

Идеологизация в литературе, официоз советской литературы. Многих лишали гражданства, кого-то высылали из страны, третья волна эмиграции. Разбухал Самиздат: много текстов было запрещено, и на этом фоне возникает имя Шукшина. Воздух эпохи был… душный и плохой.;)

«В деревне Бог живет не по углам,

как думают насмешники, а всюду».

(Бродский)

«Оживилась» деревенская тема. Шукшин, как раз-таки, ее представитель (также Распутин, Белов, Абрамов).

В.М. Шукшин – уникальная фигура в литературе второй половины двадцатого века. Его судьба отличалась от всех. Он был еще и режиссером. Одинаковый по силе след оставил и в литературе, и в кинематографе. Фильмы «Печки-лавочки», «Калина красная», «Живет такой парень». Режиссер, автор сценария, актер (играл главную мужскую роль в своих фильмах).

Родился в 1929 году, до войны. Село, где он родился, было на Алтае, а родители были крайне юны. Воспитывался отчимом, так как отца арестовали. Закончил 7 классов (средняя школа по тем временам). Учился на техника на тракторный завод. Из училища – в армию. Затем – на флот на три года. Важный момент – знакомство с людьми из Москвы. Один из приятелей по службе рассказал о литературном институте имени Горького, где учат писателей. Тяжело заболел, не дослужил и вернулся в свое село.

Экстерном заканчивает 11 лет школы, получает аттестат зрелости за полную среднюю школу. Считал это своим чуть ли не самым важным подвигом. Закончил школу и тут же стал директором своей же школы. Немного преподавал, но это длилось недолго. В 58 году отправляется в Москву.

В Москве (а он впервые в большом городе) уже понимает, что в творческих вузах экзамены начинались раньше, чем в остальных. Приехал поздно, экзамены уже заканчиваются. Кто-то ему говорит, что во ВГИКе еще экзамены идут, и он успевает подать документы и поступать на курс Марлена Хуциева, режиссера. Плохо сдал общеобразовательные экзамены, но собеседование с мастером на тему режиссерского видения прошел блестяще, и его взяли.

1964 – заканчивает вуз. Впервые снимается в качестве дипломной работы в фильме «Два Федора».

Все фильмы Шукшина выходят всегда параллельно со сборниками рассказов.

1974 – умирает на съемках фильма «Они сражались за родину» в последние недели съемочного процесса: скоропостижный инфаркт. Все финальные кадры фильма снимали уже из монтажа.

Шукшин – продолжатель новеллистической традиции. Он рассказчик, хотя есть у него и пьесы, и маленькие повести.

«Вот рассказы, какими они должны быть» - и дальше дает типологию рассказов. Рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь, рассказ-анекдот. Особый тип – тип кинематографического текста. Смена ракурсов и планов, смена монтажных фрагментов, нет длинных предложений, обилия аллюзий на какие-то произведения. Четкость и прозрачность фразы. Избегание метафоричности. Глубина текста достигается через сюжет, через ситуацию.

Главный герой Шукшина – деревенский житель.

Деревня как антитеза городу.

Любимые герои – «чудики», не похожие на других. «Я люблю героев, не посаженных на науку поведения». Герои разрушают стереотипы, ведут себя не так, как от них ожидают, действуют вопреки: стереотипам, шаблонам, тому, как мы представляем себе, как надо себя вести. «Герои с разумной душой».

Рассказ «Экзамен» - один из первых рассказов. Сначала экспозиция в обычных произведениях: указание места, времени и так далее, а здесь все начинается с реплик. (Литература, билет о «Слове о полку Игореве», разговоры о плену.)

«Чудик». Чудик решил съездить к брату на Урал. Находит бумажку 50 рублей. Оставляет на прилавке, потом уходит и понимает, что это была его. Впервые летит на самолете. Герой – несколько инфантильный, не потерявший детство. Восторгается полетом. Приземление, милая телеграмма, которую исправляют на сухой и краткий вариант. Сноха его невзлюбила. Все пытаются втянуть Чудика в систему. Решил разрисовать коляску снохе, так как все коляски были одинаково страшные в то время. Журавлики, травка-муравка. Сноха в бешенстве, Чудик вынужден уехать, вернулся, прыгает-поет, как ни странно. Последний рассказ, внезапно: «В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал. Звали его - Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом», – как титры.«Сапожки». Прекрасные сапожки для жены вместо автозапчастей. ГГ засмеивают, так как городские сапожки. Жена чуть не плачет от восторга. Сапоги оказались малы, отдали дочери.«Срезал». ГГ – Глеб Капустин, начитанный и ехидный. Живет в деревне, и главная задача – срезать городского.«Микроскоп».Шукшинский почерк и в литературе, в киноматографе абсолютно индживидуален, строится особый тип рассказа и особый тип героя. 4 dic'12 Творчество Сергея Довлатова 1941-1990. Родился в Уфе в эвакуации, умер в эмиграции в Нью-Йорке. Довлатов относится к литературе ленинградского андерграунда 70-80 гг: в Советском Союзе произведения не печатали. Учился в Большом университете на восточном факультете. Отчисление, армия.«Зона» - первое сильное произведение. Оказался в интересной ситуации: вдруг понял, что те заключенные, которых они охраняют, и они сами, абсолютно несвободны, только степень несвободы разная. Вырабатывается почерк: «Юмор – инструмент познания жизни. Если ты исследуешь какое-то явление, то найди в нем смешное, и оно раскроется тебе во всей полноте». Особая оптика, призма, через которую он смотрит на мир.Главные кирпичики, на которых все строится у Довлатова: анекдот, случай, байка (что является жанрами фольклора – разговорными жанрами). «У Довлатова жанр особого разговора».Довлатов все проговаривал, тиражировал свои тексты, бесконечно их повторяя. В повторе мысль оттачивается, проверяются реакции, шлифуется сюжетность. После рождения из речи текст записывается.Градация пишущего человека по Довлатову: рассказчики (действуют на уровне голоса и слуха; как живет человек), прозаики (как должен жить человек), писатели (зачем живет человек).«Похожим хочется быть только на Чехова».А чужд Довлатову Толстой, Достоевский.Стиль – антипод соцреализма.Восстановился в университете после армии, но поступил на журфак. В журналистику пошел сразу, но его пускали в нее очень дозировано. Не давали серьезного матриала, только последние страницы. Фельетоны, заметки неидеологического характера, где особый стиль Довлатова мог пригодиться.«Зона» - «Ремесло» - «Компромисс» - «Наши» - «Заповедник» - «Чемодан» - «Иностранка»… не так-то много текстов, но это, по большому счет, главные. И, опять-таки, по большому счету, это единый текст с одним героем – альтерэго автора. Поэтому возникает иногда эффект автобиографической прозы. Но это иллюзия. Он даже не переименовывает героев, они реально существуют. Создавал текст из своей биографии. Персонаж «маленький лишний человек».Помимо фельетонов, Довлатову доверяли представлять редакцию на похоронах.Поездка в Таллинн, где образовывается вторая семья. Советская Эстония – пишет там, но многие тексты опубликовать все равно не удалось.Возвращается в Ленинград, и жена ставит его перед фактом: она с дочкой отправляется в Америку. Довлатов тоже, потому что здесь ему уже делать нечего, и никакие пути не открыты.«Родина – это мы сами. Все, что с нами было, - Родина. И все, что было, останется навсегда».Нью-йоркер: Бродский, Солженицын, Довлатов, Набоков – только их там публиковали из русских эмигрантов.Жизнь в Нью-Йорке успешная, насыщенная. Радио «Свобода». Основал свою русскоязычную газету «Новый американец» вместе с Вайлем, женой и еще человечком.У Довлатова много многоточий… разделяют вставные тексты.Роман Гуль «Я унес с собою Россию» - о третьей волне миграции (?).«Чемодан» - очень показательная вещь, чтобы понять поэтику Довлатова. Поэтика на уровне речи, рассказчик действует на уровне голоса и слуха. Контрольные вопросы 18-го числа. 18 dic'12 Тема елки в русской литературе Тема локальна, но очень много ей посвящено.Е.В. Душечкина «Русская елка».«В лесу родилась елочка». Текст кажется фольклорным, но лет ему всего 110. Впервые был опубликован в журнале «Малютка» в пьесе к новому году. Под псевдонимом А.Э.Композитор Бекман написал музыку к пьесе, что вошло в альбом «Верочкин альбом». Песенка стала популярной.И только в сороковом году издательство задалось вопросом, кто автор песенки. Оказалось, что это Р.А. Кудáшева.Мотив праздничной елки и мотив ее умирания. Какие-то тексты конца 19 века были посвящены этому.Мотив ожидания праздника.Л. Андреев «Ангелочек». (1899, рубежный год) Философ. Ему важно раскопать, расследовать! Реалист! Переворачивает все, и вот сусальность праздника тоже. Андреев, как и многие, подчеркнул тему того, что елка не для всех, и у каждого праздника есть обратная сторона медали.Начало века – тема становится под цензуру. 20е годы, начало сталинских 30-х – елки на рождество запрещены. «Антирождественская компания»: рождество не наш праздник, разве можно срубать деревья… 35 год – комсомольцы и пинерработники призваны устроить детские елки (газета «Правда»). Не просто призваны, а должны. В советсткое время начинается индустрия советских игрушек (раньше были яблоки, конфеты, орехи).Появляется Дед Мороз и Снегурочка. Снегура возникла из пьесы Островского. Адоньева «История современной новогодней традиции».1927 год – стихотворение в форме диалога Деда Мороза и пионера. (:о)Много вариантов «В лесу родилась елочка».Мотив овеществления предмета. Образ новогодних игрушек, которые живут своей жизнью. Несут в себе память о людях. 19 mar'13 Специфика современной литературы (1991-настоящее время)В период возвращенной литературы произошел момент, усложнивший отношения современной литературы и читателя.Возникали названия статей а-ла «Поминки по современной литературе» - негативное отношение во многом было сфабриковано в период возвращенной литературы. «Другая», «плохая, «больная» литература.1898 год – Д. Мережковский пишет статью «О причинах упадка и новых течениях современной литературы»1921 год, умер Блок, стреляли в Гумилева, многие эмигрировали.«Я боюсь, что у русской литературы есть единственное будущее – ее прошлое».Иногда между современным читателем и писателем пустота: писателей больше, чем читателей.Современная литература в большей степени играет с читателем, предлагает много интерпретаций.«Литературная матрица», альтернативный учебник русской литературы. Но это не учебник, это сборник. Авторы взяли всю школьную литературную программу от Грибоедова до Солженицына (40 авторов). 40 авторов взяли 40 современных писателей и должны были написать о них. Например, один автор написал о родстве Обломова и Ильи Муромца и пытался выяснить причины генетического слома: почему Обломов не встает с дивана.Современная литература при всех ее сложностях обладает двумя уникальными чертами, являющимися ключами к пониманию данного периода:1. Это литература переходного, рубежного периода. Замкнутый круг между словами «конец света» и «начало света». Полярная литература, спора, противоположности из-за ощущения зажатости между двумя словами.2. Изменение вообще роли писателя, читателя в обществе.Комплекс проблем с первой чертой:А.М. Горький: «Рубеж веков – это время, интереснейшее пестротою своих противоречий и обилием их». Вся ситуация геперболизируется, так как произошло столкновение не только веков, но и тысячетелеий. Переход от монокультуры к поликультуре. Возникает элемент нового осмысления времени как философской категории. Обостряются все моменты, связанные со временем (путешествия во времени, попытки понять время, сравнить разные времена и так далее). Алексей Ремизов (Серебряный век). Повесть «Часы».Акунин «Проблема 2000».Появляются различные апокалиптические мотивы. Страх перед будущим, одиночество человека. Это любимые темы в современной литературе. Одним из любимых важных жанров современной литературы становится антиутопия. Ощущение конца.Конец века – переезд в новый век. Происходит ревизия культурных ценностей. Идет обострение диалога с классической литературой. Создается много сиквелов и ремейков.Сборник Щербаковой «Яшкины дети»: чеховские сюжеты проверяются сегодняшним днем.При всех апокалиптических настроениях у многих писателей ощущение чистого листа бумаги, нового века: светлые ощущения. Возникает направление драматургии – новая драма. Куча новых явлений: новый реализм. Новый сентиментализм. Неофутуризм.Важная теоретическая позиция: это литература вопросов, а не литература ответов. На рубеже веков не возникают романы-эпопеи. Рубеж веков – открытая динамичная система, «эпоха короткого дыхания» и коротких жанров: новелистика, поэзия… малые формы и жанры. Очень большой динамизм, частая смена всего. Не время эпического мышления.Какие вопросы возникают?· О герое [литературы] нового века.· Главный вопрос о теме.· Дискуссии о языке в новой литературе.«Русский язык на грани нервного срыва» (книга Кронгауза).Обостряется интерес к личности, к биографии, к жизнеописанию, хронике, мемуарной прозе – востребованные жанры на рубеже веков.Еще одна острая черта – автобиографичность современной литературы. «Я» обозначено с большой буквы. Гришковец, Санаев («Похороните меня за плинтусом»), Шергунов («Книга без фотографии»). Это противостояло советскому «мы». После снятия запретов тема «я» стала активно развиваться.Рубеж веков – открытая к диалогу эстетическая система. Процессы глобализации видны в литературе, культуре… и даже в манере письма.Все плюсы и минусы современной литературы – это плюсы и минусы русской литературы, но одновременно с этим наша литература находится в контексте мирового литературного сообщества, и такое последний раз было в 19 веке, когда писатели активно общались, жили в разных странах.В наше время писатели разбросаны по всему миру, и это не мешает им издаваться на русском языке в России. Еще характерный момент – возникновение клонов, что тоже является цветочками цивилизации. Розовые романчики в стиле дамских журналов, Тани Гроттер… Комплекс проблем со второй чертой:Происходит утеря литературоцентризма (зависимости общества от литературы). Раньше «поэт в России – больше, чем поэт», как сказал Евтушенко, а сейчас нет.В 19 веке у литературы была учительная функция: писатель – учитель, мессия, пророк.Сейчас – утеря учительной функции.Становится сложно отделить писателей от графоманов. Сейчас очень много блогов, всяких интернет-сайтов, где можно размещать свои творения.«Сегодня писатель, как пиявка, отвалился от читателя и предоставил ему возможность находиться в ситуации полной свободы». Толстая.Проблемы с распространением книг. В Москве и СПб нет проблем с огромным количеством изданий, а дальше больших городов в магазинах одна Донцова.За эти 20 лет не только изменилась роль писателя и читателя, но и впервые писатели оказались в условиях без цензуры.Исчезла сатира как жанр. Иносказания больше не нужны, раз можно говорить что угодно. Но спустя 20 лет сатира вернулась. Быков, Ефремов, Васильев.Так как изменилась роль литературы в обществе, чтение стало доступным, изменились культурные коды. 26 mar'13 Стратификация современной литературы (русской и мировой) · На верхней ступеньке – элитарная литература (высокая, качественная, серьезная, интеллектуальная). Пелевин, Сорокин, Маканин, Улицкая, Гандлевский (филологический роман <нрзб>)… много поэтов. Признаки:o Литература экспериментальная (стиль, форма, композиция, язык, сюжет, выбор героя…), прокладывает путь дальнейшего развития литературы. o Намечает перспективы. Элитарная литература обладает ярко выраженным идиостилем (авторским Я). o «Новая постановка старых вопросов о жизни». Постановка вечных тем в литературе. Задает вопросы, не всегда дает ответы, заставляет размышлять. o Читатель становится соавтором. Образ читателя-перечитывателя (с) Набоков. · На второй ступеньке - мидл-литература, беллетристика. Прилепин, Быков, Минаев, Гришковец, Санаев, Слаповский, Акунин, Русанов. Признаки:o Самый репрезентативный слой любого современного литературного процесса в любой стране мира (отражает современные тенденции). Здесь больше всего бестселлеров, «культовых имен» (модных авторов), например, О. Робски, С. Минаевым («Духless»). Ставится вопрос о герое сегодняшнего дня, о проблемах и языке сегодняшнего дня.o Такая литература не экспериментирует. Идет по протоптанным дорожкам.o Качественная проза, написанная, как правило, хорошим языком. Ищет золотую середину между качеством текста и сюжетом (занимательностью), чтобы привлечь читателя. o Сюда входит «женская беллестристика» (ej., Дина Рубина, Мария Галлина). У русской литературы появился свой «женский почерк» (в советское время в литературу женщин пускали очень дозировано: в детскую литературу, переводы и критику, в основном). · На третьей, низшей ступеньке – массовая литература (формульная). Формулы: детектив и все его разновидности (иронический, криминальный, брутальный). Мелодрама. Фэнтези (+ фантастика). Исторический роман. Донцова, Марина Серова, Е. Аксентьева… Признаки:o «Анонимность» - некоторое возвращение к фольклорности. Имя массовой литературы = бренд, торговая марка. В отличие от первых двух ступенек, огромное значение приобретают псевдонимы. Намеренная стертость стиля (чтобы любой человек мог вписаться).o Стереотипность, формульность, шаблонность текста. Одноразовость. o Литература действует в соответствии с жанровыми ожиданиями читателя (ej., все могут отличить любовный романчик даже по цветам обложки и названиям).o Серийность издательских проектов.o Эскапизм – уход от реальности. По мнению многих, оказывает терапевтический эффект.o Показывает «правильную» картину мира. Массовая литература становится «альтернативным учебником жизни» (как в женском журнале: советы). Цитаты расшифровываются в сносках (чего не случается в элитарной литературе).o Аналог городского фольклора. Отражает дух времени.o Использование рекламы в художественном тексте.Подобная стратификация – это норма развития литературы.Ю.М. Лотман: нормальная культура имеет верх и низ.Еще одна глобальная идея о чертах современной литературы:· Современная литература оказалась в условиях новой культуры Web2.0. Возникает становление блога как жанра. Есть опасность стать графоманом. Сейчас нет никакой фильтрации текста. Медийная словесность. Алекс Экслер (был блоггером, стал издаваться). Вера Полозкова.За последние 20 лет литература существует в трех форматах: бумажный, аудиоформат и электронный формат текста. Современная литература – «постготенберговская эпоха».«Эффект клипового мышления» современного человека влияет на современную литературу.Е. Попов: «Арбайт, или Широкое полотно» - первый интернет-роман. Сетература – литература в сети. Современная литература – литература пяти поколений 1. Шестидесятники.Ироническая ностальгия, люди оценивают свой ушедший 20 век. Любимый жанр – мемуарная (автобиографическая) проза. Солженицын, Аксенов, Астафьев, Вайнович, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина…2. Писатели семидесятых годов («поколение отставших», «потерянное поколение»).Веллер: «Это поколение прогульщиков соцреализма». Зародился русский постмодернизм. Бродский, Довлатов, Петрушевская, Саша Соколов («Школа для дураков»), Ерофеев, Веллер, Маканин…3. Писатели восьмидесятых годов («перестроечное поколение»).Сводятся счеты с советскими реалиями. Лидеры этого поколения: Т. Толстая, В. Пелевин, В. Сорокин.4. Писатели девяностых годов.Славникова, Быков, Улицкая («Медея и ее дети»), Носов, Уткин…5. Нулевые годы.Первое «непоротое» поколение писателей. Нет цензуры, и впервые люди выросли в условиях, когда можно читать все. Гришковец, Рубина, Сенчин, Вырыпаев, Пресняковы, Полозкова… Литературная навигация1. Литературная премия как навигация (не нобелевская).Самая старая премия – Русский буккер. Премия за лучший роман года. Последним получил Дмитриев «Крестьянин и тинейджер».Следующая премия по старшинству – Национальный бестселлер. Терехов «Немцы». Быков «Астромов или ученик чародея». Фигль-Мигль.Следующая – Большая книга. Государственная премия, в отличие от первых двух. Главное условие – писать на русском языке.Совсем молодая премия – НОС (Новая отечественная словесность). Содержит премию фонд Прохорова. Есть дебаты.Очень молодая премия – Книгуру. Премия в области литературы для подростков. Жюри: от 10 до 17 лет. Выбирают тексты подростки-читатели на сайте, пока они выложены в открытый доступ. «Время всегда хорошее» - один из победителей.Премия Белкина. Премия Ясная поляна. Для поэзии: премия Послушайте. Премия Словоново. 2. Литературные журналы («литературные толстяки»). russ.ru -> Журнальный зал. Журнал «Сноб». 2 abr'13 Экзаменационные билеты будут только для тех, кто плохо ходил, по темам лекций. У тех, кто хорошо ходил, 2 вида письменной работы, а в итоге (на экзамене) беседа. Сдавать работы в бумажном варианте, лучше напечатанный текст. Крайний срок – 14 мая.14 мая – может быть – итоговая контрольная работа. ПЕРВАЯ РАБОТА. Рецензия на произведение современной российской литературы (1997-2013). Имеется в виду год написания, а не год издания! Выбор лежит в поле элитарной и мидл-литературы (массовую не брать)! 5-6 страниц А4, шрифт 14.План рецензии (пункты можно менять местами):· Библиографическая справка (ФИО автора, название текста и указание, бумага это или электронка; если бумага, то указать издательство, если электронка, надо дать ссылку на текст). Немного информации об авторе: что уже писал, к какому поколению относится.· Сюжет, тема, проблема: кратко пересказать, о чем книга.· Тип героя. *Если есть игра с классикой (например, текст является сиквелом классического произведения), то с кем?*· Поэтика. Интертекстуальность (диалог с другими видами искусства, литературой, цитатами, голосами). Поэтика заглавия текста! Каждый должен попытаться объяснить, почему текст назван так или иначе.· Язык. Если читаем в бумажном варианте, можно отксерить важную для нас страницу (которая показывает особенности языка) и приложить к работе. Из электронного варианта можно копировать, выделять нужные фрагменты. Интересные сленговые выражения подчеркивать – и тогда можно будет увидеть сознательно выстроенный язык. Акунин, например, мастер стилизации. Тогда посмотреть, что такое стилизация.· Актуальность проблемы. Текст актуален или поднимает снова вечные проблемы и подходит любому времени? Есть ли черты современности?· Какое место занимает текст в современном литературном процессе. Куда отнести: к элитарной литературе или беллетристике? К какому поколению можно отнести? Или это, может быть, текст-однодневка, и никакого места не займет.· Субъективная оценка: понравилось/не понравилось, открыл ли текст что-то новое (или закрыл)…· Контакт данного текста с другими видами искусства (экранизация, опера): был, не был или, может, планируется. (Необязательный пункт.) · !! Чем я пользовался при написании рецензии? (Если ничем не пользовался, то ок, то Черняк внимательно следит за современным миром литературы, и заметит, если написано не свое мнение. Поэтому стоит указать источники, если есть.) Например, сайт писателя, его ЖЖ, его интервью. Можно взять большой роман, можно рассказ или сборник рассказов, можно повесть. Проще писать по сюжетному тексту – повести или роману. Сайты, где можно взять литературу1. russ.ru -> Журнальный зал. На этом же сайте можно посмотреть, как пишутся рецензии критиками.2. www.colta.ru3. «Свободная пресса» svpressa.ru Примеры книг и авторов, которых можно взятьo Акунин «Чайка».o Бенигсен «ГенАцид». o Стогов.o Пелевин – ранние произведения («Амон-Ра», «Generation P», «T»).o Прилепин.o Шаргунов. o Вадим Левенталь «Маша Регина».o Денис Гуцко «Бета-самец».o Понизовский «Обращение в слух».o Рубина «Синдром Петрушки». «Почерк Леонардо».o Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик» (очень сложно). «Зеленый шатер».o Алексей Слаповский «Победительница» (лингвофутуристический роман). «Качество жизни».o Кронгауз «Самоучитель олбанского».o Крусанов «Мертвый язык» (герои – студенты Герцена:3).o Мария Галлина «Медведки».o Андрей Дмитриев «Крестьянин и тинейджер».o Майя Кучерская «Тетя Мотя». o Маканин.o Солженицын «Крохотки», сборник «Абрикосовое варенье». Поэты:o Борис Рыжий.o Вера Полозкова.o Андрей Родионов.o Дмитрий Воденников. ВТОРАЯ РАБОТА. Нам пришлют 2-3 статьи. Выбрать одну. Работа «заметки на полях». Читаем статью и выбираем 5-10 ключевых для себя идей (количество выбранных заметок в соответствии с желаемой оценкой). Вырезаем их и оформляем работу в виду условной таблицы.
Цитата, вызвавшая сомнения, вопросы, ассоциативное мышление. Copy-Paste. Комментарии по этому поводу. Можно привести примеры, ассоциации, несогласия… дополнительный материал к мысли. Можно использовать дополнительные материалы.
Антиутопия Жанр 20-го века, конфликт в котором разворачивается между личностью и тоталитарным режимом, между «я» и «мы».Маканин: антиутопия – это не страхи будущего, а настоящее в конденсированном виде. Это не ужас, а реальность, так увиденная реальность.Имеет жесткую схему.1920 – Замятин «Мы», первая русская антиутопия. Роман сразу был запрещен и не был опубликован в России. Это «роман-предупреждение», по словам Лихачева; антиутопии в своем роде предвидят будущее.1925 – в Праге роман публикуется на русском языке. Очень быстро был переведен на многие европейские языки и повлиял на развитие западного жанра.Весь 20 век жанр антиутопии на западе развивался.1988 – в журнале «Новый мир» впервые опубликован в России. Сейчас есть постановка в кукольном театре (БТК). После публикации произошел невероятный взлет антиутопии, и он продолжается до сих пор. Черты жанра1. Особое время антиутопии: как правило, оно является расплатой за грехи прошлого. Почти везде это будущее (далекое или недалекое). Время всегда дискретно, разорвано, условно. Образ сломанных часов, неизвестно, который час. Скачок во времени, как правило, определяется: что-то происходит (катастрофа, например).2. Пространство всегда замкнуто.3. Атмосфера страха как ключевое настроение, цементирующее сюжет. У государства и главных героев есть то, чего бояться.4. Ритуализация жизни. Как правило, конфликт начинается тогда, когда главный герой пытается вырваться из установленной схемы.5. Идеал любой антиутопии – инкубатор. Нет понятия семьи и дома.6. Образ массы, толпы.7. Урбанизм антиутопии. Часто – город из стекла, металла и бетона. Душный, каменный, мстительный город. Если даже есть природа, то она будет мстить человеку за то, что он с ней совершил. Красивые цветы оказываются ядовитыми.8. Фантасмагоричность, некий фантастический код. Фантастика будет обязательно, так как конструируется будущее. Необычных существ и «звездных войн» практически нет.9. Открытые финалы. Примеры антиутопий:Толстая «Кысь».Бенигсен «ГенАцид», «Раяд», «Витч».Сорокин «День опричника», «Сахарный кремль».Маканин «Лаз». One, Two Freddy's coming for you,

Three, Four, better lock your door,

Five, Six, grab your crucifix,

Seven, Eight, gonna stay up late,

Nine, Ten never sleep again... 16 abr'13 Александр Александрович Солженицын(1918-2008) «Я не эскапист, я киса». Нобелевский лауреант (филологическая шутка 母) по литературе.Человек-эпоха.Родился в Ростове-на-Дону в бедной для того времени семье. Закончил физико-математический факультет университета Ростова-на-Дону, педагогическое отделение. Для Солженицына всю жизнь роль Учителя была крайне важна.Заочно поступил в Московский институт философии и литературы.Был мобилизован, попал на фронт (войска радиосвязи). Командовал батареей, был награжден разными орденами и медалями. Ни разу не был ранен, ни разу не попал в плен. Не было тяжелых испытаний: «судьба хранила его для других».Апрель 1945 года – арест в Польше за обнаруженную в переписке с другом критику военных действий Сталина. В то время такая критика встречалась часто. Критики прямым текстом не было: видимо, за Солженицыным и так присматривали из-за свободных мыслей. «Смерш» (смерть шпионам – внутренняя разведка) увидели в тексте между строк то, что хотели увидеть. Солженицын был из Польши этапирован в Москву.«Бодался теленок с дубом» - автобиографическое произведение (теленок – Солженицын, дуб – Советский Союз).Роман «окопной правды» - размышления Солженицына о войне. «Я видел, как горит русская литература» - фраза Солженицына. Он видел, как сжигали вещи осужденных, не пришитые к делу, в том числе и его роман о войне. Впоследствии у Солженицына был панический страх утерять текст. Военной темой больше не занимался.Приговор, 10 лет, этапирован в лагерь. Но пробыл он там неполный срок. Оказался в бригаде каменщиков, и в лагере ему пришла идея, как переработать свой опыт в художественном произведении (описать все одним днем). Так как никакого имущества у заключенных не было, и рукопись хранить бы не получилось никак, Солженицын придумывает систему четок. Текст «Ивана Денисовича» был придуман по звеньям, и в итоге у Солженицына было в голове около 10000 строк. Записан текст был уже потом в ссылке.После неполного срока в лагере был важный этап – шарашка в Подмосковье. Есть экранизация Глеба Панфилова «В круге первом». Шарашка – закрытое НИИ. Туда свозили изо всех лагерей высший свет технической интеллигенции – инженеры, конструкторы, математики, физики, химики… Роман о шарашке – «В круге первом». В шарашке Солженицын познакомился с Л.З. Копелевым. Вышел Солженицын из лагеря 5 марта 1956 года, «по иронии судьбы», в день смерти Сталина. Когда выходил из лагеря, оставалось 2 месяца жизни. И отправился в ссылку в Казахстан. Но его вылечили.«Раковый корпус».В Казахстане нельзя было жить в больших городах. Ссылку Солженицын вспоминает с радостным чувством: он излечился и работал в вечерней школе. Он обожал педагогическую деятельность.Следующий период – ссылка в Рязань. Подготовлено произведение «Щ-854». Написал и показал своему другу Копелеву, у которого было филологическое образование. Копелев решил забрать текст в Москву и приложить все усилия для публикации. Копелев знал А.Т. Твардовского, очень авторитетного человека, который тогда был главным редактором журнала «Новый мир» (ему удавалось печатать даже то, что нельзя). 1961-начало 1962 года, начало оттепели. Твардовский после первого прочтения сразу начинает перечитывать: он понял, что теперь «писать в литературе, не учитывая Солженицына, нельзя». Решает сделать все возможное и опубликовать.Тем не менее, разрешение на публикацию мог дать только Хрущев. Поскребышев читает Хрущеву на ночь произведение, и тот дает добро.1962 год, 11 номер журнала «Новый мир». Эффект разорвавшейся бомбы. Название «Один день Ивана Денисовича» придумал Твардовский.После выхода в свет книги Солженицын знакомится с Шаламовым. Очень разные взгляды на природу несвободы, Шаламов был в лагере 18 лет, яростные споры с Солженицыным. Солженицын предлагает ему писать роман вместе. Кстати, название романа «Архипелаг ГУЛАГ» принадлежит Шаламову. Но соавторства не вышло.Анна Баркова. Лагерный срок = три срока, практически 30 лет. Она крупный лагерный поэт.Лагерная проза:· Евгения Гинзбург «Крутой маршрут».· Т.В. Петкевич «Жизнь – сапожок непарный».«Архипелаг ГУЛАГ». Метод художественно-документального текста: начинает писаться не история одного человека, но многих – история лагерей. Солженицын понимал, что в основу его текста легло много чужих историй. Поэтому Солженицын не получал гонорар за это произведение. Все деньги шли в «Фонд Солженицына», который он создал сразу после публикации. Фонд помогал незаслуженно репрессированным и их семьям, политзаключенным.В советское время фонд поддерживал малоизвестных писателей. Сейчас есть литературная премия имени Солженицына. Опыт художественного исследования- «нечто иное, чем рациональное исследование».«Туннельный эффект» - интуиция проникает в реальность как туннель в гору.Произведение не вписывалось в идеологические рамки: за Солженицыным следили. И тогда начинается написание «в укрылище». «Словарь языкового расширения» – там Солженицын в течение всей жизни придумывал слова. Был ярым противником англицизмов и вообще заимствований. Основывался на словаре Даля, считал, что много слов незаслуженно забыто. Давал словам новую жизнь, «укрылище» тому пример. Рукопись делится на 4 части и прячется в разных «укрылищах». 1 – у доверенного лица в Ленинграде. 2 – у доверенного лица в Таллинне. 3 – у родственников в Рязани. 4 – у него. Кодовое название «Архип».Ленинградскую доверенную выследили и арестовали. Она так переживала, что подвела Солженицына, что повесилась.К 70-му году роман завершен и отправлен на Запад. Там быстро был опубликован. В 70-м году присуждают нобелевскую премию по литературе за новаторство, открытие новой темы.Информация о премии просочилась и дошла до Солженицына, и тогда он понял, что у него есть некая охранная грамота. 1970 год – получил премию. 1972 – получил ее в руки. «Одно слово правды весь мир перетянет» - нобелевская лекция, прочитанная Солженицыным на церемонии.На заседании политбюро под руководством Брежнева решают не сажать (было собрание с повесткой дня «Что делать с Солженицыным»). Переодевают в костюм и плащ, везут в аэропорт и отправляют во Франкфурт-на-Майне, сразу при этом лишая советского гражданства, семьи и возможности возвращаться. За границей его встречает Белль, у которого он и живет первое время. Помимо разделения семьи произошло разделение также с архивом. Жена отправляет архив понемногу.Через два года семья воссоединяется и едет в Америку, в Вермонт. Солженицын категорически отказывается общаться и входить в круг русской эмиграции третьей волны. «Меня изгнали». Очень много читает и начинает огромный исторический роман «Красное колесо», состоящий «из узлов». Пытался поставить диагноз России. Этот текст все ближе к документальному труду.1995 – возвращение в Россию и путешествие по ней в особом вагоне поезда.Большое публицистическое эссе, написанное в СШа, «Как нам обустроить Россию». Многие возмущались, и это была одна из причин, по которым он вернулся.Программа «Час Солженицына» (быстро прикрыли из-за большой самостоятельности взглядов).Солженицын скоро понял, что он не нужен как «поводырь», как Учитель. Он сокрушался, что это так, но ничего не сделать: утрата литературоцентризма. Для Солженицына важны понятия Памяти и Истории.Шаламов считал, что литература исчерпана: категории нравственности изменились с учетом «уроков» двадцатого века. 23 abr'13 Иосиф Александрович Бродский1940-1997 Нобелевская премия за новаторство в поэзии.Поколение андерграунда 60-70 годов. Журнал «Часы».Бродский жил в «зашкафье», в коммуналке, где комната была разделена шкафом.Посмотреть в инете музей БродскогоНеполное среднее образование. Ушел после 9-го класса из-за жажды опыта.Работа в морге, на заводе…Рано выучил ИЯ.В 18 лет он и его друзья-поэты (Рейн, Бобышев, Найман, Кушнер) поехали к Анне Ахматовой, которая радушно их приняла, прочитала их стихотворения, выделила Бродского (и называла его Рыжим). Группу молодых поэтов называли ахматовскими мальчиками/пажами.Считали, что Ахматова повлияла на творчество Бродского, но он говорил, что она повлияла только на его личность. В творчестве он восхищался Цветаевой.Эссе «Новогоднее» - о восприятии М.Цветаевой.1964 – показательный суд над Бродским за тунеядство.Фрида Вигдорова, подруга Ахматовой, приехала специально, чтобы пробраться на суд. Она была стенографисткой и тайно стенографировала процесс.Ахматова: «Чего вы суетитесь? Хорошую Рыжему делают биографию». «Процесс исключения» - профессор Герценовского университета написал книгу о времени, когда его уволили из университета (он восхитился творчеством Бродского, пытался ему помочь). Не смог помочь, Бродского отправили в село Наринское на 5 лет.Вернулся благодаря Паустовскому, Чуковскому, Копелеву… более 20 человек подписали письмо, и срок заключения немного был уменьшен. В нобелевской лекции говорит, что его поколение – поколение сирот, заговоривших голосом отцов, поколение вопреки. Тем не менее, продолжающего традиции серебряного века.Цветаева, Ахматова, Пастернак, Мандельштам – «роза ветров» Бродского, считал, что эти поэты больше всего повлияли на поэзию. При этом, эти 4 человека были очень связаны друг с другом.«Поэт – это средство существования языка».«Рождественский роман».Темы Рождества, Ленинграда Экзамен 31 мая, 10:00 30 abr'13 «Новая драма» XXI века Термин вводится в нулевые годы с приходом в литературу Гришковца, Пресняковых, Сигарева, Багаева.Марк Липовецкий «Перформансы насилия». Пытается ответить, почему НД возникла именно в нулевые годы.НД должна возникать на пустом месте, «прорастать» из чего-то и быть ответом на уже ушедшее. В конце 90х был резкий спад драматургии.Липовецкий: НД реагирует на отвердение новой социальности. Драма на подъеме базируется на несбывшихся надеждах. Жанр похмелья, ломки, отходняка.За плечами каждого из писателей-драматургов был кто-то: драматурги 70-80 годов застоя (Розов, Володин, Арбузов, Рощин, Петрушевская, Горин, Разовский…). НД возникла из увлечения 70х годов театром. Театр был кафедрой, а не просто развлечением. Марк Захаров – театр «Ленком». Само понятие НД возникает вслед тенденциям европейского театра. Вербатим (документальный театр) – техника создания современного театра без привлечения литературы извне. Интервью, текстовые импровизации etc. Пошло от британского театра.Площадка – teatr.doc. маленький театр в Москве, подвальное помещение. Руководит Угаров – драматург и режиссер.Еще площадка – театр «Современник».Театр «Практика».Вернемся к вербатиму. Например, авторы два месяца проработали в офисе и записывали на диктофон всякую сплошную речь. Затем обработка данных, а после этого – делается пьеса.Сериал «Школа» - пример вербатима в кино.Строится новая языковая реальность. Об этом писал К. Серебреников. Новая драма – актуальный текст, который активно взаимодействует с реальностью, с языковой ситуацией. Важен прием, с помощью которого совершается высказывание. (с) КурочкинЕще лидеры НД – Дуренковы. НД возникает как оппозиция современному репертуарному театру. · Практически отказывается от костюмов, декораций. Это «обнаженный текст». Характерен минимализм во всем. Частое явление – моноспектакли. · Традиционность - современность.· Воображение - документальность. · Наигранность – искренность. · Традиция – мода. · Мертвая норма – новое восприятие. · Игра – текст. · Эффект «Театр-зеркало». Узнавание зрителями актуальной реальности.Николай Колядá. Екатеринбург (вообще в новой драме сильны представители уральской школы). Маленькие пьесы.Еще черта НД – прозаизация ремарок. Напряженный диалог с классикой, переосмысление текста. Например, даже в заголовках видно: «Вишневый садик», «Облом off» (спектакль), «Анна Каренина 2». 7 may'13 Тема войныВсегда в литературе является лейтмотивом.Весь 20 век без войны прожил от силы 100 дней.Ахматова: 20 век начался в 14 году, когда началась Первая мировая.Шолохов «Родинка».Бабель «Конармия».Фадеев «Разгром».Ивáнов «Дитё».К Великой отечественной войне традиция уже была, но сама проза отличается. Она неоднородна.Этапы:1. 1941-1945, период войны. Развивается поэзия. Проза в таких экстремальных ситуациях создавалась мало. Проза сблизилась с журналистикой. Популярен Гросман. Василий Теркин Твардовского – поэтика обыкновенного в тексте. Персонаж – маленький человек на войне, и этим объясняется популярность. Ольга Берггольц. Тема войны становится тюрьмой для писателя, из нее не вырваться из-за цензуры.2. 1945-1961. Послевоенное развитие темы. Изображение войны как войны систем, советская система – победитель. Изображение с высоты птичьего полета. Карикатурное изображение врага.3. 1961-1980. NB самый яркий период в развитии темы. Период окопной правды/лейтенантской прозы. Меняется ракурс изображения войны. Не войска интересуют писателя, а человек: взгляд идет «из окопа». Главное – человек. Война проявляет в людях все самое хорошее и самое плохое. Бакланов «Навеки 19летние». Бондырев «Берег». Гросман «Жизнь и судьба» (был написан раньше периода, но был запрещен). Быков «Дожить до рассвета». Сотников «Обелиск». Воробьев «Убиты под Москвой». Астафьев «Пастух и пастушка». Окуджава «Будь здоров, школяр». Гранин «Блокадная книга». Васильев. Речь о степени ответственности, достоверности, необходимости рассказать о том, что видели – в память о тех, кого нет. Лейтенантская проза потому, что все писатели были фронтовиками. Это проза свидетелей. Писатели считали, что должны донести атмосферу войны. Война – не норма, а болезнь. Материк жестокости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: