Задания для самостоятельной работы
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Материалы к занятию
Основные вопросы организации и методика проведения
внеклассной работы по литературе
Аналитическая работа. 1. Изучить «Примерное планирование уроков литературы в 6-ом классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); 2. Соотнести данное планирование с материалом учебника.
Практическая работа. Составить календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе на четверть: 1 вариант – 1 четверть (раздел «Пролетая над снами»), 2 вариант – 2 четверть (раздел «Сказки для взрослых»), 3 вариант – 3 четверть (разделы «Следы во времени» и «Открывая мир вокруг»), 4 вариант – 4 четверть (раздел «Смеясь сквозь слезы»).
Самостоятельная работа. 1.Подготовить обзор методической литературы по теме «Внеклассная и внешкольная работа по литературе». 2. Разработать сценарий внеклассного мероприятия по литературе на материале раздела, по которому составлялось календарно-тематическое планирование.
|
|
1. Барова Е.С. Уроки литературы в 6 классе по учебнику-хрестоматии «Год после детства». Методические рекомендации для учителя. Под научной редакцией Е.В.Бунеевой. // Серия «Свободный ум», - М.: «Баласс», 1999. – 256 с.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. Год после детства. Учебник-хрестоматия для 6-го класса. В 2-хкнигах. – М.: Баласс, 2005. – 240 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
Практические занятия № 15-16 Посещение уроков в школе, анализ посещенных уроков
· Актуальные проблемы преподавания литературы (подготовить сообщение на материале обзора статей из журнала «Литература в школе» за последние 2-3 года).
· Разработать фрагмент урока литературы с использованием репродуктивного метода. (Раздел «Из литературы XVIII века», с.70-79 в кн.: Литература. 5 кл.: Учебник-хрестоматия. Часть 1. / Авторы-составители В.Я.Коровина и др.)
· Разработать фрагмент урока литературы с использованием исследовательского метода. (Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Сопоставить убийство Фортунато с убийством Андрия в «Тарасе Бульбе» Н.В.Гоголя: что общего, в чем различия. См. материал по П.Мериме в кн.: Литература. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия. / Авт-сост. А.Б.Есин и др. - С.270-284).
· Разработать фрагмент урока литературы с использованием метода творческого чтения (Гете «Лесной царь» в кн.: В мире литературы. 6 кл.: Учеб.-хрестоматия. / Авт.-сост. А.Г.Кутузов и др. – С. 129-130).
· Разработать фрагмент урока литературы с использованием эвристического метода (М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в кн.: В мире литературы. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия. / Авт.-сост. А.Г.Кутузов и др. – С. 340-351).
|
|
· Общая характеристика УМК по литературе под редакцией А.Г.Кутузова (М.Б.Ладыгина или Т.Ф.Курдюмовой)
· Разработка конспекта вступительного занятия (вступительных занятий) на материале учебника-хрестоматии «Литература» для 9 класса под ред.Т.Ф.Курдюмовой. (М., 2002)
· Разработка конспекта урока чтения и оценки читательского восприятия произведения на материале учебника-хрестоматии «Литература» для 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной
· Разработка конспекта урока литературы. Детальный анализ эпизода из произведения на материале рассказа В.Шукшина «Охота жить» из учебника-хрестоматии «Литература» для 9 класса под редакцией М.Б.Ладыгина (с.456-476)
· Разработка конспекта урока литературы. Обзорный анализ произведения Е.И.Замятина «Мы» по учебнику-хрестоматии «Литература» для 9 класса под редакцией М.Б.Ладыгина (с.390-391).
· Разработка конспекта урока литературы. Выборочно-направленный анализ произведения М.В.Ломоносова «Ода на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» по учебнику-хрестоматии «Литература» для 9 класса под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (с.39-46).
· Разработка конспекта заключительного занятия (заключительных занятий) в процессе изучения программного произведения на материале учебника-хрестоматии «В мире литературы» для 8 класса под редакцией А.Г.Кутузова.
· Разработка конспекта (фрагмента) урока по формированию теоретико-литературных понятий в процессе изучения школьного курса литературы.
· Разработка конспекта урока по развитию письменной речи учащихся на уроках литературы в 6 классе. Совершенствование навыков составления плана, обучение написанию тезисов, развитие навыков конспектирования.
· Разработать конспект урока (уроков) подготовки к сочинению на литературную тему в 10 классе.
· Разработать конспект нетрадиционного урока литературы.
· Представить комплексный анализ урока литературы (на основе предложенной разработки урока или на базе посещенного урока в школе).
· Разработать сценарий внеклассного мероприятия по литературе
· Разработать конспект урока анализа лирического произведения на материале стихотворения А.А.Блока (А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, В.В.Маяковского – по выбору студента) из учебника-хрестоматии «Литература» для 9 класса под ред.Т.Ф.Курдюмовой (с.351-379).
· «Моя методическая библиотечка». Обзор методической литературы.
· Кабинет литературы. Представить эскиз оформления.
Основная литература
1. Богданова, О.Ю. Методика преподавания литературы: учеб. для студ. вузов/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2004. – МО РФ
2. Якибова, Д.У. Методика преподавания литературы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Якибова Д. У. — М.: Российский университет дружбы народов, 2012.— 152 с. — Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека online».— ISBN 978-5-209-04320-1.— <URL:https://www.biblioclub.ru/book/128598/>.
Дополнительная литература
1. Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. М., 1995.
2. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. М., 1985.
3. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. М., 1987.