Формирование навыков комплексного анализа урока литературы
Материалы к занятию
1. Учебники литературы из УМК под редакцией: а) А.Г.Кутузова;
б) В.Я.Коровиной;
в) М.Б.Ладыгина.
2. Методические пособия:
- Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод.советы – М.: Просвещение, 2001
- Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: 7 класс: К учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 7 класс»: Метод.пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
- Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс / Автор-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2001.
3. Калганова Т. Школьные учебники по литературе: Аналитическая справка //Литература: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - № 29 (308) / Август 1999г.
Практические занятия № 3-4 Система работы в процессе изучения художественного произведения (составление конспектов уроков)
Аналитическая работа
в процессе работы с образцами конспектов:
· А.С.Пушкин. Начало творческого пути. Лицей. (Монографическая тема). Урок-лекция в 9 классе.
· Самоанализ поступков, скрытых от взора и мыслей взрослых (главы 16, 17, 18 в книге Л.Н.Толстого «Детство»). Урок нравственного чтения в 6 классе.
· «Сонечкина правда» и ее значение в концепции романа (на основе эпизода «Первое посещение Раскольниковым Сони» - ч.IV, гл.4). Урок обучающего анализа эпического произведения (анализ эпизода) в 10 классе.
· «Правда» и «ложь» в пьесе М.Горького «На дне». Образ Луки. Урок-диспут в 11 классе.
Практическая работа
1) Работа в группах по проектированию конспекта урока литературы (1-я пара).
2) Защита проектов. Корректировка составленных конспектов (2-я пара)
Задания для групп
1. Разработка конспекта вступительного занятия (вступительных занятий) на материале учебника-хрестоматии «Литература» для 9 класса под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. (М., 2002)
2. Разработка конспекта урока чтения и оценки читательского восприятия произведения на материале учебника-хрестоматии «Литература» для 7 класса под редакцией В.Я.Коровиной
3. Разработка конспекта урока литературы. Детальный анализ эпизода из произведения на материале рассказа В.Шукшина «Охота жить» из учебника-хрестоматии «Литература» для 9 класса под редакцией М.Б.Ладыгина (с.456-476)
4. Разработка конспекта урока литературы. Обзорный анализ произведения Е.И.Замятина «Мы» по учебнику-хрестоматии «Литература» для 9 класса под редакцией М.Б.Ладыгина (с.390-391).
5. Разработка конспекта урока литературы. Выборочно-направленный анализ произведения М.В.Ломоносова «Ода на день восшествия на престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» по учебнику-хрестоматии «Литература» для 9 класса под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (с.39-46).
6. Разработка конспекта заключительного занятия (заключительных занятий) в процессе изучения программного произведения на материале учебника-хрестоматии «В мире литературы» для 8 класса под редакцией А.Г.Кутузова.