Анализ производства и реализации продукции

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Его основные задачи:

1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2) определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объекты анализа.
Объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту. Качество товарной продукции. Структура товаркой продукции. Ритмичность производства и реализации продукции.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых цепах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции:

1) план экономического и социального развития предприятия,

2) оперативные планы-графики,

3) отчетность ф.1-П "Отчет предприятия (объединения) по продукции",

4) ф.1-П (Госзаказ) "Поставка продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления для государственных нужд",

5) ф.З-вэс "Отчет об экспорте (импорте) продукции, товаров и оказании услуг иностранным государствам",

6) ведомость N 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 4.1. Динамика товарной продукции.

Год. Товарная продукция в Сопоставимых ценах, тыс. руб. Темпы роста, % Базисные цепные
  90 000    
  92 400 102.7 102.7
  95 800 106,4 103,6
  94 100 104,5 98,2
  100 800 112,0 107,1

Для большей наглядности динамику товарной продукции можно изобразить графически

.

1997 1998 1999 2000 2001

Рис. 6. Динамика товарной продукции за период с 1998 по 2002 год

12.1. АНАЛИЗ ОБЪЕМА И АССОРТИМЕНТА ПРДУКЦИИ

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре). Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т. д.

Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ.

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям, которые включены в основной перечень (госзаказ).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования

Таблица 4. 3. Выполнение плана по ассортименту.

Изделие. Товарная продукция в плановых ценах, тыс. руб. Выполнение плана, по ассортименту %. Товарная продукция, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.
План. Факт.
А     87,5  
В     99,0  
С     115,5  
D     140,0  
Итого     95,9 (?)  

.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

1) по способу наименьшего процента (Таблица 4.3., в нашем примере он составляет 87,5%);

2) по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции (в нашем примере он составляет 50%);

3) с помощью среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). По этой методике план по ассортименту продукции выполнен на 95,9% (92064/96000100).

12.2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры, т. е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственном уменьшении доли низко рентабельной продукции.

изделие Оптовая цена Структура продукции, % Изменение средней цены
план факт +,-
А   35,9 30,7 -5,2 -26,4
Б   34,9 33,7 -1,2 -7,4
С   17,1 19,3 -+2,2 +15
Д   12,1 16,3 +4,2 32,7
Итого       - 14,0
           
             

1.2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

· удельный вес новой продукции, в общем, ее выпуске;

· удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

· удельный вес продукции высшей категории качества;

· удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

· удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

· надежность (долговечность, безотказность в работе);

· технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

· эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес за рекламированной продукции, потери от брака и др.

Задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы.

1. Балльный метод оценки это определение средневзвешенного балла качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня. Находят процент выполнения плана по качеству.

2. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности..

При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества- с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

· отношением количества продукции I-го сорта к общему количеству;

· отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I-го сорта

Коэффициент сортности по плану-0,833 (28800/34560)

Фактически 0,908 (27468/30240)

Выполнение плана по качеству –109% (0,908/ 0,833)

Средневзвешенная цена по плану-500 (28800/57600)

Фактически 545 (27468/50400) Кроме того оценка выполнения плана по качеству производится по удельному весу аттестованной продукции, забракованной продукции, за рекламированной продукции

Анализ качества продукции.

Сорт Продукции. Цена за 1 туб, тыс. руб. Выпуск продукции, туб. Стоимость выпуска, тыс. руб.
План. Факт. План. Факт. По цене I-го сорта.
            План. Факт.
I              
I I              
I I I              
Итого -            

З адача анализа заключается в определении влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый, и неисправимый. Внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

После этого изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, недостаточно высокий уровень квалификации рабочих, качество оборудования, аритмичность производства и др.

12.4. АНАЛИЗ РИТМИЧНОСТИ ПРОДУКЦИИ

Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Он определяется делением суммы, которая зачтена в выполнение плана по ритмичности, на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного:

Согласно данным Таблица 9, коэффициент ритмичности составляет 0,979 (94000/96000). Или 30+33,3+33,3= 97,9

Ритмичность выпуска продукции по декадам.

Декада. Выпуск продукции за месяц, тыс. руб. Удельный вес, %. Выполнение плана, Коэффициент Объем продукции, зачтенный в Выполнение плана по ритмичности, тыс. руб.
  План. Факт. План. Факт. По выпуску По ритмичности
Первая     33,3   0,9375    
Вторая     33,3   1,069    
Третья     33,3   1,144    
Всего         1,05 0.97  

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

12.5. АНАЛИЗ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т. д. Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В его процессе фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста. На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы.

Схема факторной системы объема продажи продукции.

Изменение объема реализации продукции.
1. Изменение отгрузки продукции. 2. Изменение остатков товаров, отгруженных на начало и конец анализируемого периода.
1.1. Изменение остатков готовой продукции на начало года. 1.2. Изменение выпуска товарной продукции. 1.3. Изменение остатков готовой продукции на конец года. 2.1. Сроки оплаты, которые не наступили. 2.2. Не оплаченные в срок покупателями. 2.3. На ответственном хранении у покупателей.
           

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции

выручка определяется после оплаты отгруженной продукции

Анализ факторов изменения объема реализации продукции.

Показатель в плановых оптовых Сумма, тыс. руб.
Ценах предприятия. План. Факт. +,-
1. Остаток готовой продукции на начало года.     -250
2. Выпуск товарной продукции.     +4800
3. Остаток готовой продукции на конец года.     +100
4. Отгрузка продукции за год (п.1+п.2-п.3).     +4450
5. Остаток товаров, отгруженных покупателям: 5.1. на начало года; 5.2. на конец года.       +300 +3400
6. Реализация продукции (п.4+п.5.1-п.5.2).     +1350

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: уменьшение остатков готовой продукции на складах предприятия на начало года и увеличение их на конец года, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т. д. Особое внимание при анализе реализации следует обращать на выполнение обязательств по кооперированным поставкам и по экспорту продукции. В процессе анализа необходимо изучить также причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки оплаты ее еще не наступили, то это нормальное явление. Просроченная же задолженность покупателей за товары затрудняет финансовое состояние предприятия, поэтому надо принимать все возможные меры для ее взыскания.


Лекция.13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: