Вопр. Структура и функции культуры

Вопр. Определение культуры. Основные подходы к изучению культуры.

Предметом культурологии явл.культура

Сам термин зародился в античной культуре. Первоначальное его значение – «возделывание земли». Др.греки стали употр. по отношению к человеку-возделывание самого человека, его воспитании.

В 17-18 вв.термин культура стал приобретать хар-р понятия.

Пуфендорф, Гердер-1-ые ученые, которые его употребили.

Вт.пол.19-нач.20 в.-термин культура преобрет.научный статус и имеет различные подходы к определению:

1. аксиологический (ценностный) -кул-ра рассматривается как совокупность матер.и духовн.ценностей.

В таком понимании ценность равнозначна чему-то положительному, способствующему дух. совершенствованию человека. (А.Швейцер, Риккерт, Виндельбанд)

2. социологический- кул-ра рассматр.как институт,который определяет роли и нормы поведения людей в конкретных подсистемах культуры. (Дюргейм,Вебер, Парсонс)

3. информационно-семеотический- устройство,продуцируещее информацию. Это опред.социокод, который передается не биологическими программами, а усваивается через воспитание, образование и трудовую деятельность.

Кул-ра предст.собой мир смыслов, знаков, которые человек вкладывает в свои творения и действия. (Лотман, Кассирер)

4. гуманитарный- выделяет в культуре аспекты, направленные на духовно-нравственные совершенствования человека, как субъекта культуры. (Маслод, Роджерс, Фромм)

5. технологическо-деятельный- культура воспринимается, как механизм или технология деятельности. Она представляет собой исторически-конкретную совокупность тех предметов, процедур, норм,которые характеризуют уровень и направленность чел.деятельности, взятый в ее изменениях и отношениях.

Культура выступает здесь как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития всей человеч.жизни, как социальной, так и индивидуальной. (Маркс, Энгельс,Ленин)

6. коммуникативный- культура представляет собой уровень и способ общения и исследуется посредством образования и воспитания. (Холл, Клакхон)

7. диалоговый- рассматривает своеобразие и характерные черты определенной культуры или целой культурно-исторической эпохи через т.н. встречу культур. (Бахтин, Библер, Шпенглер)

Культуру можно структурировать по различным принципам. Один из них был уже найден в XVIII—XIX веках Гердером и братьями Якобом и Вильгельмом Гримм. Собирая народные песни и сказки, они обратили внимание на характерные отличия, которые каждый из европейских народов вносит в свое творчество, и сделали заключение, что по этим отличительным чертам можно выделять культуру Греции или Рима, немецкую или французскую культуру. В XIX веке Данилевский ввел в науку понятие “культурно-исторический тип”, выделив в мировой истории 10 типов культуры, базирующихся на религиозной, художественной, политической и социально-экономической основах. Данилевский рассмотрел такие типы культуры, как египетский, иранский, индийский, китайский, древнегреческий и другие, описал особенности каждого типа и наметил основные тенденции его развития. Однако он не ставил целью рассмотрение многочисленных связей и отношений между различными элементами культуры внутри всей системы, выяснение ее структуры, нахождение общих элементов, входящих в любую культуру.

Традиционно принято делить системную целостность культуры на два вида — материальную и духовную культуры, при этом каждый из них также делится на определенные подвиды, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе все качественные характеристики целого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: