Природа и восточная культура
Центр. место в вост. ку-ре занимает представление о космической целостности всех сторон и явлений мира.
Для Индии характерно то, что космич. силами предопределены не только каждое земное явление природы, но и судьбы людей, каждый природный феномен может оказаться некогда жившим чел-ом. При таких взглядах не может возникнуть и сама идея преобразования природы.
В Китае считалось, что одновременно частью природы и высшим моральным законом было Небо, которое “накажет” за любое вмешательство в космический закон, который Лао-цзы назвал емким понятием “дао”.
Японское представление-весь мир-результат любви высших божеств. Природа всегда прекрасна, излишнее вмешательство в природу лишь разрушает ее красоту. Сохраняется принцип единства челов. с природой. Таким образом, вост. ку-ра создала представление о нерушимости гомеостаза Вселенной.
Совсем иное отношение к природе являет собой западная культура.
Традиция взаимодействия западной культуры и природы берет свое начало в египетской культуре и культуре Междуречья. Именно здесь во имя выживания люди трудились, изменяя природу. Измененный ландшафт, способствовал процветанию и уверенности в том, что природа может покориться воле человека
|
|
Греческая цивилизация противостояла природе, боролась с нею. Природные условия Греции оставляли желать лучшего, и земледельцам, скотоводам приходилось постоянно прилагать усилия для получения результата.Эта деятельность не всегда была процессом улучшающим. Варварские племена, поселяясь на каком-то участке, истребляли всё и затем переходили на другое место. Так, лесная зона Европы была истреблена уже к средним векам, и не смогла возобновить себя.
В период Возрожд.природа считалась неисчерпаемой, воспринималась как источник всяческих благ и чудес.
В свое время Монтескьë заметил: “Природа всегда действует неторопливо..., если же ее понужают, она скоро истощается и всю оставшуюся силу употребляет на самосохранение” Монтескъе предвидел глобальные последствия разрушительной деятельности культуры.
Только к серед. XX в., пережив бурное промышленное развитие, 2 мировые войны, новейшие научные открытия, человечество пришло в ужас от своих преступлений, совершенных им за материальные блага.
В 1970 Римский клуб поручил Форрестеру разработать модель глобального развития мира. На основании этой модели доклад Медоуза “ Пределы роста ” вскрыл “перспективу глобальной катастрофы, если человечество не изменит тенденции своего развития”.С времен постановки проблемы преодоления экологич. кризиса предлагались разные пути его разрешения, начиная от регулировки потребления ресурсов и кончая идеями о выработке особых человеч. качеств (А. Печчеи), не позволяющих человеку быть расточительным по отношению к природе. Заметитм-спасением природы может стать только культура, но не та, европейская, расчленяющая мир, а новая культура человеч-ва, вполне осознавшая ценность самого мира, в котором существует человечество.