Россия в XYII в. Церковный раскол в русской православной церкви

Россия в XYII в. Соборное уложение 1649 г. Оформление крепостного права.

Соборное уложение 1649 года — свод законов Московского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт. Соборное уложение было принято на Земском соборе 1649 года и действовало вплоть до 1832 года, Соборное уложение состоит из 25 глав. Интенсивный рост числа указов. Соборное уложение закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.При сравнении с Западной Европой, бросается в глаза, что Соборное уложение относительно рано, уже в 1649 году, кодифицировало российское гражданское право. Соборное уложение было разработано в течение полугода, насчитывало 968 статей, принято же было с целью предотвратить перерастание череды городских бунтов 1648 года (начатых Соляным бунтом в Москве) в полномасштабное восстание по типу восстания Болотникова в 1606—1607 году или Степана Разина — в 1670—1671.

1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.

1581 год — Отмена Юрьева дня — «заповедные лета»(срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день)

1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

1607 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.

1649 год — Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

Защитники старых обрядов (старообрядцы) в 1656г. были отлучены от церкви. Была создана особая церковная организация, сохранившая верность прежним обрядам, — старообрядческая церковь. Так произошел раскол. Движение раскольников стало формой социального протеста. Церковные новшества в сознании людей были тесно связаны с новшествами, ухудшившими их положение: оформлением крепостного права, бессрочным сыском беглых, ростом налогов и податей, волокитой и взятками. Считается, что более четверти населения реформу Никона не приняли. Приверженность старине, ненависть ко всему иноземному оказались слишком сильны. Державшиеся за «старинную веру» и отвергавшие «латинскую прелесть» старообрядцы сопротивлялись отчаянно и упорно. В 1668 г. вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре. Потребовалось восемь лет, чтобы подавить протест монахов. Люди шли за расколоучителями, бросали обжитые места, уходили за Урал, на Север, за Волгу, основывали свои поселения — скиты, совершали массовые самосожжения. Преследования помогали мало. Сожженный на костре в 1682 г. протопоп Аввакум стал для старообрядцев символом стойкости, духовной чистоты, мужества.Что касается Никона, то его судьба также сложилась трагически. Человек честолюбивый, он учил, что духовная власть выше светской. Как Луна светится в лучах Солнца, так и царская власть отражает блеск власти духовной. Конфликт с царем стал неизбежным, в 1658 г. Никон добровольно отказался от патриаршества, а в 1666 г. церковный собор снял с него патриарший сан и направил в заточение в Ферапонтов монастырь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: