Объективная необходимость модернизации России в XIX в. Крестьянская реформа 1861 г

Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине XIX в. о путях развития страны.

После разгрома декабристов в общественном движении России появляются кружки братьев Критских, Сунгуровское общество, в которых рассматривались вопросы о положении страны и её будущем. Правительство в лице министра просвещения графа Уварова разработало «теорию официальной народности». Уваров считал, что развитие России всегда упиралось на 3 взаимосвязанных начала – «самодержавие», «православие», «народность». Эта теория подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духи терпения и смирения. Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление Чаадаева. В 1836 г. вышел его цикл «философских писем», в которых Чаадаев подверг критики крепостничество, царизм и теорию официальной народности. Чаадаев считал, что все беды России происходят от Европы. В конце 20-х – в начале 30-х гг. возникло два оппозиционных течения. Славянофилы и западники. Западники во главе с Гранковским считал, что Россия должна развиваться по западноевропейскому пути. Славянофилы, под руководством Хамикова, выдвигали идею самобытного пути России и обвиняли Петра I в том, что он свернул страну с её пути и вызвал все беды. Оба течения выступали за отмену крепостного права, за ограничение царизма и за проведение реформ. А. И. Герцен создал теорию социализма, как готовую форму социалистического общества. В 1844 г. Петрашевский создал кружок социалистов-утопистов, члены которого хотели подготовить крестьянскую революцию. К середине 19 в. в общественном движении России было три основных направления: консервативное, либеральное и революционное, которые отражали интересы различных слоёв общества.

Предпосылки проведения крест реформы: во второй половине XIX в. в России продолжали развиваться капиталистические отношения; крепостное право сдерживало дальнейшее развитие экономики и промышленности; социальные противоречия вели к усилению крестьянского движения; поражение России в Крымской войне, показавшее всю глубину отставания России от буржуазной Европы, нанесло еще один удар по феодально-крепостническому строю. Что сделано Крестьяне получили личную свободу и наделялись землей в личное пользование. Размер земельного надела устанав­ливался по добровольному соглашению крестьянина и землевладельца, при его отсутствии наделение землей осуществлялось на основе местных положений в зависимости от типа земли (черноземная, нечерноземная, степная: от 0,9 до 12 десятин).Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили ему оброк и несли барщину При желании они могли выкупить свою усадьбу, но полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию с поме­щиком. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: