Исторические имена.
Основные понятия и термины.
Основные даты.
План.
Экономическое развитие России второй половины XIX в.
I. Развитие промышленности.
П. Рабочий вопрос.
III. Положение в сельском хозяйстве.
1875 — образование Южнороссийского союза рабочих.
1878 — образование Северного союза русских рабочих.
1885 — «морозовская» стачка.
1889 — правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал.
1891 — введение нового таможенного тарифа.
1891 — начало строительства транссибирской железнодорожной магист-
рали.
1891-1892 — голод в Поволжье.
1893 — закон о запрете продажи и залога крестьянских имений.
1893 — закон о земельных переделах внутри общины.
1897 — закон об общем ограничении рабочего времени.
Рабочий вопрос. Южнороссийский союз рабочих, Северный союз русских рабочих, «морозовская» стачка, «оскудение центра».
С.Н.Халтурин, В.П.Обнорский Е.О.Заславский, П.А.Моисеенко.
Ведущим процессом в экономике России того периода являлось дальнейшее развитие капиталистических отношений. Реформы 60—70-х гг. XIX в. явились важным толчком для их интенсивного развития. В 1860-1870-е гг. в России начался промышленный подъем, который завершается к началу 80-х гг. XIX в.
На протяжении второй половины XIX в. происходил быстрый рост производства, техническое перевооружение и укрупнение предприятий. Наряду с продолжающимся развитием и техническим перевооружением промышленности в старых промышленных районах — Урале, Центрально-промышленном, Северо-Западном, — эти годы были периодом быстрого развития новых промышленных районов юга России — Донецкого угольного бассейна и открытого в 80-е гг. месторождения железной руды в Криворожье, где началось стремительное развитие черной металлургии. Значительна была роль и Бакинского нефтедобывающего района, а после сооружения в начале 80-х гг. XIX в. нефтепровода Баку -— Батуми начался интенсивный вывоз русских нефтепродуктов за границу
Местом строительства крупных машиностроительных заводов стали Москва и Петербург. В целом продукция машиностроения увеличилась за эти годы более чем в три раза. Успехи российской промышленности привели к принятию в 1891 г. нового покровительственного таможенного тарифа, увеличивающего пошлины на импорт сырья и оборудования.
Быстро развивалась и кредитная система, необходимая для промышленного и железнодорожного строительства. Уже в начале 70-х гг. в России было более 70 частных банков. В 80-х гг. XIX в. отмечается значительное увеличение вложений иностранного капитала в российскую промышленность. Сумма иностранного капитала в русских акционерных компаниях выросла с 97,2 млн. руб. в 1880 г. до 214,7 млн. руб. в 1890 г., то есть увеличилась более чем в два раза. Лидерами ввоза капитала были Франция, Англия и Германия. Главными отраслями вложения капитала были топливная и металлургическая промышленность юга России. Именно за счет притока английского, французского и бельгийского капитала шло строительство мощной угольной и металлургической промышленности в Донецком бассейне и Южном Приднепровье. Со значительным привлечением иностранного капитала шло развитие Бакинского нефтепромышленного района (фирмы Нобеля, Ротшильда и др.).
Особое внимание продолжало уделяться железнодорожному строительству. К началу XX в. железнодорожная сеть увеличилась до 53,2 тыс. км. В 1891 г. было начато строительство транссибирской железнодорожной магистрали от Челябинска до Владивостока.