double arrow

Революционное движение. Зарождение марксизма в России


Контрреформы местного управления.

Был усилен контроль и за местными органами власти. В 1885 г. Алек­сандр IIIиздал манифест по случаю столетнего юбилея Жалованной гра­моты дворянству, в котором высказал пожелание сохранения за дворянст­вом приоритетного места в обществе.

12июля 1889 г.было издано «Положение о земских участковых начальни­ках»,явившееся одной из самых реакционных мер российского прави­тельства того времени. Таким образом правительство стремилось усилить контроль за деятельностью крестьянского самоуправления. Земские на­чальники назначались из дворян министром внутренних дел, по представ­лению губернских и уездных предводителей дворянства, и обладали ши­рокими полномочиями. Они получили право приостанавливать любые решения сельского схода и волостного суда, назначать волостных судей. Именно в их руках теперь была сосредоточена административная и судеб­ная власть над крестьянами. В 1890 г.было издано новое положение о земских учреждениях.Было вве­дено новое распределение земских гласных между тремя куриями, в кото­ром дворянству было предоставлено решительное преобладание. Так, зем­левладельческая курия, в которую ранее могли баллотироваться землевла­дельцы всех сословий, стала теперь курией только землевладельцев-дво­рян. Уменьшилось число гласных и по другим куриям — городской и сель­ской. Губернаторам предписывалось следить за правильностью и целесо­образностью постановлений органов местного самоуправления. В 1892 г.было издано новое «Городовое положение», также усиливавшее надзор гу­бернаторов над органами городского самоуправления. Прежняя система выборов с разделением городского населения на три курии отменялась, и право избрания гласных предоставлялось только домовладельцам и «ли­цам, содержащим торгово-промышленные предприятия».




В целом, несмотря на проведенные меры, Александру III все-таки не удалось до конца уничтожить земства и городское самоуправление. Со­хранилась и прежняя система судопроизводства. Сохранение старых рос­сийских порядков было уже невозможно, не соответствовало «духу време­ни». В стране уже сложилась совершенно иная экономическая и полити­ческая ситуация, которая не позволила правительству осуществить контр­реформы в полном объеме.

Либеральное народничество.После казни пяти участников цареубийства и массовых арестов народовольцев революционно-террористическая деятельность в России на время прекратилась. Небольшие рево­люционные группы продолжали существовать в основном за границей. В 80—90-е гг. революционное народничество трансформировалось в легаль­ное, или либеральное.Его представители, разделяя в целом идею о револю­ционной роли крестьянства, говорили о неприятии революционных мер борьбы, пропагандировали теорию «малых дел» — т.е. кропотливую по­вседневную работу на ниве просвещения народных масс. Яркими пред­ставителями этого движения были Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов.



Начало Вэто же время в русской революционной среде распространенияначинается распространение идей К.Маркса и марксизмаФ.Энгельса о освободительной роли классовой борьбы пролетариата. Крупнейшим теоретиком российского марксизма явился Г.В.Пле­ханов. В 1883 г.в Женеве наиболее активные члены организации «Черный передел» образовали группу «Освобождение труда»(куда входили Г.В.Плеханов, В.Н.Игнатов, В.И.Засулич, Л.Г.Дейч. П.Б.Аксельрод),которая на­чала литературную пропаганду марксистских идей. В том же году студент Петербургского университета болгарин Д.Благоевосновал небольшую марксистскую группу, состоявшую из петербургских студентов. Эта груп­па развернула активную деятельность в рабочей среде, выдвигала идею о создании единой социал-демократической рабочей партии, выпустив два номера газеты «Рабочий». В 1886 г. эта группа была разгромлена полици­ей, а сам Благоев выслан в Болгарию. Однако деятельность марксистских кружков в России продолжалась. В 1895 г.в Петербурге образован «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»,в руководящую группу которого входили В.И.Ульянов (Ленин), Ю.О.Мартов, В.В.Старков, Г.М.Кржижа­новский.Участники этого союза считали, что именно пролетариат будет движущей силой будущей социальной революции, которая должна осу­ществить замену капитализма новым социалистическим строем. В декаб­ре 1896 г. руководители этого союза были арестованы и отправлены в ссылку в разные города Сибири. Этот союз явился прообразом Россий­ской социал-демократической рабочей партии (РСДРП),начало которой было положено на нелегальном съезде в Минске в 1898 г.Однако этот съезд не принял ни программы, ни устава партии, поскольку восемь из де­вяти его делегатов сразу же были арестованы. Оформление РСДРП про­изошло на ее II съезде в 1903 г.



Легальный марксизм Марксистское движение в России не ограничивалось существованием подпольных социал-демократических организаций. Это учение нашло приверженцев среди ряда ученых, философов, публицистов, образовавших группу «легальных марксистов».Среди них наиболее известны имена М.Н.ТУган-Барановского, П.Б.Струве, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка.Они подчеркивали про­грессивность развития капитализма, считая, что новое общество может быть построено ненасильственным, эволюционным путем по мере разви­тия экономического развития страны, ее демократизации. Впоследствии они вообще отошли от марксизма, явились критиками этой теории.

В 80—90-х гг. в России выходило много периодических изданий самых различных направлений. Так, либеральное направление выражали «Вест­ник Европы» и «Русская мысль»; взгляды народников находили свое отражение в статьях «Отечественных записок», а после их закрытия — в «Рус­ском богатстве»; «Мир Божий» (впоследствии назывался «Современный мир») печатал статьи марксистского толка.







Сейчас читают про: