double arrow

Начало реакционной политики


Император Александр III. Эпоха контрреформ.

План.

I. Начало реакционной политики.

II. Контрреформы в области образования и печати.

III. Контрреформы местного управления.

IV. Революционное движение. Зарождение марксизма в России.
[.Либеральное народничество.

2. Начало распространения марксизма.

3. Легальный марксизм.

Основные даты.

1882 — введение новых «временных правил о печати».

1883 — образование группы «освобождение труда».

1884 — введение нового университетского устава. \
1887 — циркуляр «о кухаркиных детях».

1889 — положение о земских участковых начальниках.

1890 — новое положение о земствах.
1892 — новое городовое положение.

1895 — образование «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

1898 —первый съезд РСДРП.

Основные понятия и термины.

Контрреформы, «временные правила о печати», циркуляр «о кухаркиных де­тях», земские участковые начальники, теория «малых дел», «освобождение труда», «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», марксизм, легальный марксизм.

Исторические имена.

Д.А.Толстой, М.Н.Катков, К.П.Победоносцев, И.Д.Делянов, Г.В.Плеханов, Д.Благоев, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод, В.Н.Игнатов, Л.Г.Дейч, В.И.Ульянов (Ле­нин), Ю.О.Мартов, Г.М.Кржижановский, В.В.Старков, П.Б.Струве, Н.А.Бердяев.




Вступив на престол после трагической гибели своего отца, новый импе­ратор Александр III(1881-1894) вынужден был выбирать между продол­жением курса либеральных реформ или поворотом к реакции. Цареубий­ство явилось сильным потрясением для нового императора, и поэтому своей главной задачей он поставил подавление всякого революционного движения в России. Вдохновителями этого курса явились публицист М.Н.Каткови обер-прокурор св. Синода К.П.Победоносцев.

8 марта 1881г. в комитете министров состоялось обсуждение «конститу­ции» Лорис-Меликова. Которая после долгих дебатов не получила одоб­рения. 29 апреля 1881 г. Александр IIIподписал манифест «О незыблемо­сти самодержавия», в котором провозглашалось, что новый император бу­дет охранять самодержавную власть от всех попыток ее свержения или ог­раничения. На следующий день Лорис-Меликов подал в отставку. Вслед за ним в отставку ушли многие «либеральные» министры правительства Александра II. Однако в обстановке политического брожения Алек­сандр III не решался сразу менять политический курс. Новый министр внутренних дел Н.П.Игнатьев во многом продолжил политику своего предшественника. Реакционный курс окончательно восторжествовал лишь в мае 1883 г., когда на место Игнатьева был назначен Д.А.Толстой,а министром народного просвещения стал И.Д.Делянов. Именно с этого времени начался ряд «реформ наизнанку», которые ограничивали или ис­кажали либеральные реформы 60-х гг.



2. Контрреформы вобласти образования и печати.

Наиболее ярко реакционный курс правительства проявился в отноше­нии печати и учебных заведений. 27 августа 1882 г.правительство ввело новые «Временные правила» о печати, установившие жесткий администра­тивный контроль за периодической литературой и книгами. В 1883-1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные газе­ты и журналы: «Отечественные записки», «Московский телеграф», «Го­лос» и т.д. В 1884 г.был издан новый университетский устав, во многом ог­раничивающий действие старого устава 1864 г. Во главе университетов был поставлен попечитель, назначавший деканов факультетов и призванный наблюдать как за ходом учебных занятий, так и за общей жизнью универ­ситета. Ректор, облеченный широкими административными полномочи­ями, и профессора факультетов стали назначаться министром народного просвещения. Существенно сузились права и значение ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Особая инспекция была введена для контроля за занятиями студентов и для надзора за их поведением.

5 июня 1887 г.был издан циркуляр, получивший название «о кухаркиных детях». Этот документ предлагал принимать в гимназии «только лиц, пре­доставляющих достаточное ручательство в правильном над ними домаш­нем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». По замыслу авторов, это должно было привести к тому, что гимназии «освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, пова­ров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить их из среды, к коей они принадлежат». С этой же це­лью была повышена и плата за обучение.









Сейчас читают про: