double arrow

Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории

Содержание

1Методологические основы и принципы изучения истории, ее периодизация. Формационный и цивилизационный подходы изучения истории…….3

2 Предмет изучения истории Беларуси. Отечественная историографическая школа. Источники изучения истории Беларуси……………………………2

3 Древнейшее население на территории Беларуси……………………….6

4 Начало расселения славян на территории Беларуси, славянизация балтов…………………………………………………………………………………..7

5 Формирование раннеклассового общества. Общественный строй восточных славян в VIII – IX вв………………………………………………………8

6 Уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья. Формирование раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь (IX-XII вв.)………………………………………………………………………….9

7 Полоцкое и Туровское княжества и их взаимоотношения с Киевом и Новгородом………………………………………………………………………..11

8 Духовная жизнь восточных славян IX-XII вв. Принятие христианства и распространение письменности………………………………………………….12

9 Социально-экономические и политические предпосылки формирования ВКЛ………………………………………………………………………………...13

10 Особенности социально-экономического развития белорусских земель в ВКЛ (XIII – первая половина XVI вв.)…………………………………………14

11 Политика централизации и укрепление власти великих князей (XIII-XVI вв.)…………………………………………………………………………….15

12 Кревская уния. Борьба с Тевтонским орденом, противоборство с Московским государством……………………………………………………………16

13 Основные концепции происхождения белорусского народа. Формирование этнической территории Белорусов в XIV- XVI вв………………………17

14 Экономические и политические факторы консолидации белорусского этноса (народности)………………………………………………………………18

15 Особенности духовной культуры белорусских земель в ВКЛ (XIV- XVI вв.)…………………………………………………………………………………19

16 Эволюция форм государственного и социально-политического строя белорусских земель после Люблинской унии. Статуты ВКЛ…………………20

17 Социально-экономическая жизнь ВКЛ (вторая половина XVI - XVIII вв.). Аграрная реформа 1557 г……………………………………………………21

18 Особенности формирования конфессиональных отношений на территории Беларуси в XVI - XVIII вв. образование униатской церкви…………….22

19 Этническая структура населения Беларуси в XVI - XVIII вв………..23

20 Этнические и политические факторы формирования белорусской нации в XIX - XX вв…………………………………………………………………24

21 Роль и место белорусской культуры в европейском культурно-цивилизационном процессе (XVII - XVIII вв.)…………………………………25

22 Основные направления политики самодержавия в Беларуси (первая половина XIX в.)……………………………………………………… 27

23 Кризис феодально-крепостнической системы. Отмена крепостного права…………………………………………………………………………….. 28

24 Место экономики Беларуси на общероссийском рынке. Возникновение индустриального общества. Формирование пролетариата и буржуазии (вторая половина XIX – начало XX в.)………………………………………….29

25 Шляхетские восстания и их влияние на политику самодержавия в белорусских губерниях…………………………………………………………….31

26 Буржуазные реформы 60 - 70-х гг. в XIX в., особенности их проведения в Беларуси……………………………………………………………………32


Методология науки – это учение о методах и принципах научной деятельности. Методология, в прикладном смысле, это система принципов и подходов, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе познания объективной реальности, в данном случае, исторического процесса. Цель познания - раскрыть общественные законы и закономерности, в соответствии с которыми развивается исторический процесс. Достижение данной цели свидетельствует о развитии научных знаний об истории. Если история изучается с других позиций, например, идеологических, что характерно для тоталитарных режимов, то общество получает мифологизированное, искаженное представление о происходивших и происходящих исторических событиях.

? Приведите примеры, иллюстрирующие данное суждение.

Объективность исторического познания обеспечивается научными принципами, методами, с помощью которых ученые должны проводить исследования. Целесообразно указать на принципы историзма, объективности, альтернативности, социального подхода и другие. В исследовании истории применяются общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция и т. д. Существуют и социально-исторические методы исследования: хронологический, синхронный, статистический, исторический метод моделирования.

Вывод. Только в сочетании всех принципов и методов может быть достигнута научность и достоверность исторических знаний.

Периодизация истории Беларуси. Ее можно осуществлять по различным основаниям. Рассмотрим периодизацию на примере становления и развития государственности на территории Беларуси: IX - XII вв. - древние княжества; XIII - первая половина XVI вв. - ВКЛ; вторая половина XVI – конец XVIII вв. – ВКЛ в составе Речи Посполитой; XIX в. - начало XX в.- белорусские земли в составе Российской империи; начало XX в. – 1990 г. - БНР, БССР; с 1991 г. – Республика Беларусь.

Формационный подход к изучению истории обосновывается К. Марксом и Ф. Энгельсом с сер. XIX в. и воплощается в материалистическом понимании истории. Каждая формация - первобытно-общинный строй, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, отличаются, прежде всего, способом производства материальных благ. Прогресс осуществляется в виде смены общественно-экономических формаций и обусловлен экономическим детерминизмом. Переход к каждой последующей формации происходит в виде социальных революций. Формационный подход преодолел недостатки идеализма в объяснении истории. Цивилизационный подход к изучению истории основан на установлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культурах, общественном сознании различных народов, что предполагает вариативность характера исторического развития. Термин «цивилизация» понимается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством; как синоним культуры; как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса; как определенная стадия в развитии локальных культур (Человек и общество. Минск: 1998. с. 117-131).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: