Методические рекомендации. Вторая половина XIX в. вошла в мировую историю как эпоха «капитализма», «индустриального общества», «классового самосознания»

Вторая половина XIX в. вошла в мировую историю как эпоха «капитализма», «индустриального общества», «классового самосознания». Чем характеризуется западное индустриальное общество? Какие события второй половины XIX столетия определили главные тенденции мирового развития? Какие процессы происходили в политической жизни европейских государств? Проанализируйте причины появления на Западе социалистической идеологии. Проследите, какое влияние оказал марксизм на развитие мирового революционного движения? На ход общественного развития в России? Укажите на взаимосвязь событий мировой и отечественной истории во второй половине XIX в.

Внимательно проанализируйте причины либеральных реформ 60 - 70-х гг. в России. Подумайте, почему Александр II решил освободить крестьян от крепостной зависимости? Что стало причиной отмены крепостного права в 1861 г.? Каковы были условия крестьянской реформы? В чем Вы видите её ограниченность? Какое значение имела эта реформа для дальнейшего развития России?

Отмечая последствия и значение отмены крепостного права, подчеркните, что при всей неоднозначной оценке реформа 1861 г. нанесла смертельный удар феодализму в целом и прежде всего в экономической сфере. Раскрепощение 23 млн. помещичьих, 19 млн. государственных, 2 млн. удельных и дворцовых крестьян высвободило их энергию, и Россия совершила заметный скачок в своем экономическом развитии.

Проведение крестьянской реформы обусловило последующие либеральные реформы 1860 - 1870-х гг. Масштабные преобразования затронули практически все стороны жизни России и заложили основы быстрого развития страны по капиталистическому пути.

Покажите, в чем заключалась сущность земской, городской, судебной, финансовой, военной и университетской реформ? Кому принадлежит заслуга в их осуществлении? Почему их называют либеральными? Проанализируйте, какую роль сыграли реформы в модернизации страны? В чем состояла их непоследовательность? Какова судьба реформ Александра II? Какие силы противодействовали их проведению? В чем ценность исторического опыта реформ 1860- нач. 1870-х гг.? Принципиальный характер имеет вопрос об использовании опыта других стран в проведении реформ. Каково Ваше отношение к данному вопросу? Почему пореформенная Россия, получив возможность капиталистического развития сельского хозяйства, не использовала столь прогрессивные и уже проверенные в других странах способы их осуществления?

Проведение либеральных по содержанию реформ расчистило путь для капиталистического развития России. Быстрые темпы роста экономики, завершение промышленного переворота позволили России по ряду основных показателей достичь уровня ведущих европейских государств. Подтвердите вывод конкретными примерами.

Пореформенный период ознаменовался рядом крупных мер, важнейшей из которых стала финансовая реформа С.Ю. Витте. Раскройте суть и последствия проведенной им «золотой реформы». Какое значение имел протекционистский курс С.Ю. Витте для развития страны?

В заключение покажите, что, несмотря на успехи экономического развития в конце ХIХ в., в стране оставались, как и раньше, внутренние противоречия. Распад помещичьего хозяйства и кризис самодержавного строя свидетельствовали о бесперспективности правящего режима. Проанализируйте главные особенности развития капитализма в России. Покажите, какое место занимала наша страна в системе мирового хозяйства. Подумайте, почему аграрный капитализм развивался быстрее в США, несмотря на то, что ликвидация рабства в США и отмена крепостного права в России произошли почти в одно и то же время? Более того, в России большинство крепостных крестьян освобождалось с землей, а рабы США были освобождены без земли. В чем здесь причины?

Пореформенная эпоха ознаменовалась резким обострением социальной напряженности в стране. Покажите, что это было время дальнейшего развития общественного движения по трем основным направлениям: консервативное (охранительное), либеральное и радикальное (революционно-демократическое).

Кто продолжил линию консерваторов во второй половине ХIX в.? Какое влияние оказывала она на развитие российского общества?

В чем суть русского пореформенного либерализма? Каковы его отличительные черты? Назовите имена известных представителей либерального движения. Какую роль сыграл либерализм в развитии России?

Что нового появилось в радикальном направлении общественного движения во второй половине XIХ в.? Каковы идейные основы народничества? С чем связан кризис народничества 80-х гг.? Какие методы использовали народники для достижения своих целей? Что объединяло и что разделяло революционных и либеральных народников? Назовите имена их лидеров.

Расскажите о начале распространения марксизма в России. Почему марксизм нашел приверженцев в России? Покажите, что к концу XIX в. революционеров-одиночек сменили организованные революционные группы, вооруженные марксистской теорией и непреклонные в своем стремлении свергнуть самодержавие. Какова в этом роль Г.В. Плеханова, В.И. Ленина? Какую роль в истории России сыграла марксистская идеология?

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные события второй половины ХIХ в. определяли мировое развитие?

2. Каковы предпосылки реформ Александра II?

3. В чем суть и каковы результаты крестьянской реформы 1861 г.?

4. Что нового в органы местного управления внесли земская и городская реформы?

5. Какие изменения произошли в стране в итоге проведения судебной, финансовой, образовательной и военной реформ?

6. Почему реформы 60-70-х гг. XIX в. называют либеральными? Что они дали для модернизации страны? В чем проявилась непоследовательность реформ?

7. Какие перемены произошли в стране в результате проведения либеральных реформ?

8. Как проходило формирование банковской системы в пореформенной России?

9. В чем суть курса С.Ю. Витте? Каковы итоги его «золотой» реформы?

10. Как развивалось общественное движение в России во второй половине ХIХ в.? Какое влияние на развитие общества оказывали консервативное, либеральное и революционно-демократическое направления?

11. Дайте характеристику особенностей российского капитализма.

12. Каковы причины обострения русско-германских и русско-австрийских отношений в конце 1880-х гг.?

Сообщения:

1. Александр II Освободитель: жизнь и судьба.

2. Денежная реформа С.Ю. Витте.

3. Коммерческие банки императорской России.

4. Образование и развитие российских монополий.

Обязательная литература:

1. Александровская модернизация//Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для студентов вузов неист. специальностей/Л.И. Семенникова. – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. – С.293-341.

2. Расторгуев, С.В. История России IX-XX вв.: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.140-143.

3. Леванов,Б.В. История России XIX – ХХ вв.: учеб. Пособие по дисциплине ГСЭ.Ф.03 «Отечеств. история» для студентов вузов. неисторич. Специальностей/ Б.В. Леванов, В.А. Корнилов, В.В. Рябов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – С.163-308.

Дополнительная литература:

1. Александр II. Воспоминания. Дневники.- СПб., 1995.

2. Великие реформы России: 1856-1874: Сб. статей. М., 1992.

3. Заичкин, И.А. Русская история от Екатерины Великой до Александра II./ И.А. Заичкин, И.Н. Почкаев. - М., 1994.

4. Ляшенко, Л.М. Царь-освободитель: Жизнь и деяния Александра II./Л.М. Ляшенко. - М.,1994.

5. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. /С.В. Мироненко. - М.,1989.

6. Нечкина, М.В. Декабристы./М.В. Нечкина. - М.,1990.

7. Пресняков, А.Е. Российские самодержцы./А.Е. Пресняков. - М.,1990.

8. Российские самодержцы. 1801-1917. М.,1993.

9. Судебная реформа. М.,1991.

10. Толмачев Е. «Самый талантливый административный мозг России» (о С.Ю. Витте)//Историческая газета. Апрель-май, 2000 г.

11. Троицкий, Н.Я. Безумство храбрых: Русские революционеры и карательная политика царизма. 1866-1882 гг./Н.Я. Троицкий. - М.,1978.

Задачи и упражнения:

1. Перечислите мероприятия Александра III в области государственного устройства и местного самоуправления. Сравните их с теми мерами, которые предпринял Александр II. Как вы могли бы объяснить и оценить эти шаги?

2. Представьте реформы П.Д. Святополк - Мирского и П.А. Столыпина в виде сравнительной таблицы.

3. Составьте таблицу: «Реформы 60-70-x гг. XIX в. в России»

Название реформы Основные положения
Крестьянская  
Военная  
Финансовая  
Земская  
Городская  
Судебная  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: