Тема 7. Россия в первой половине XIX в

Свидетельство французского историографа ХVIII в. Левека об экономике России

Русским удаются фабрики и ремесла. Они делают тонкие полотна в Архангельске, ярославское столовое белье может сравниться с самым лучшим в Европе. Стальные тульские изделия, быть может, уступают только английским. Русская шерсть слишком груба, чтобы можно было фабриковать из нее тонкие сукна, но некогда получали от иностранцев все сукно для обмундирования войск, а теперь иностранцы начинают сами получать его из фабрик этой страны… Русские настолько даровиты, что они сравняются или превзойдут в смысле индустрии другие народы, если они когда-нибудь получат свободу.

Вопросы и задания к документам

1. В чем Вы видите смысл принятия Петром I указа «О единонаследии»? С какой целью царь запрещал продавать и закладывать вотчины, поместья, лавки и дворы? Как предлагалось делить движимое и недвижимое имущество одного владельца между детьми? Подумайте, в чьих интересах был принят указ? Почему он был отменен в 1731 г. (документ 1)?

2. Прочитайте документ 2 и ответьте на вопросы: Какая реформа стала началом петровской модернизации России? Какие изменения в экономике, характере управления страной она повлекла за собой? Насколько оправданными были эти преобразования?

3. Что нового внес Петр I в традиционный характер наследования верховной власти в России (документ 3)? Попытайтесь объяснить причины появления этого документа. Какие последствия он имел?

4. Прочитайте документ 4. С какой целью Петр I провел налоговую реформу? Можно ли предположить на основе приведенного текста, что данный документ закладывал начало паспортной системы в России? Свое мнение обоснуйте.

5. Попытайтесь объяснить, какие последствия могло иметь следование Анной Иоанновной требованиям подписанных ею «кондиций» (документ 5)?

6. Какие «вольности» закреплялись за дворянством Манифестом 1762 г.? Какие социальные последствия имело принятие Манифеста (документ 6)?

7. Подумайте, насколько искренней была императрица Екатерина II в своих либеральных замыслах? Приведите конкретные примеры из ее государственной деятельности, подтверждающие Ваше мнение.

8. Как характеризовал французский историограф состояние экономики России в XVIII веке?

Работа с понятиями: абсолютизм, коллегии, Сенат, Синод, Просвещенный абсолютизм, секуляризация, экономические крестьяне.

План:

1. Просвещенный абсолютизм Александра I.

2. Реакционная политика Николая I.

3. Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Нарастание кризиса крепостничества.

4. Цели и направления внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности России.

Основные понятия: Основные тенденции мирового развития в первой половине XIX в. Экономические и политические процессы в странах Европы и Америки. Изменения в социальной структуре населения: процессы урбанизации. Завершение промышленного переворота в Западной Европе. Начало борьбы за сферы влияния. Первый мировой конфликт: войны Великой Французской революции и Наполеона I. Изменения в системе европейских международных отношений. Революционный кризис 1848-1849 гг. Итоги революций в Европе.

Россия в первой четверти ХIХ в. Правление Александра I. Либерализм и консервативные традиции в государственной политике России. Попытки реформ. Мероприятия в области промышленности и торговли. Указ «о вольных хлебопашцах». Протекционизм. Реформы в сфере государственного управления и образования. М.М. Сперанский. А.А. Аракчеев.

Внешняя политика России. Участие России в войне против Наполеона. Тильзитский мир (1807 г.). Войны России со Швецией, Ираном и Турцией. Вхождение в состав России Грузии. Присоединение Финляндии (1809 г.), Бессарабии (1812 г.), Северного Азербайджана (1813 г.). Отечественная война 1812 г. М.И. Кутузов. Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. Усиление влияния России в Европе. «Священный союз».

Поиск путей модернизации России. Влияние революционного опыта Западной Европы. Формирование свободолюбивых взглядов дворянской молодежи. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. и его значение в развитии общественной мысли в России.

Политический курс Николая I. Попытки сохранения феодально-крепостнического строя. Начало промышленного переворота в России и его особенности. Реформы П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина.

Общественные движения 30-50-х гг. XIX в. «Православие, самодержавие, народность» - официальная доктрина С.С. Уварова в действии. Дискуссии о путях развития России. Становление буржуазного либерализма. Западники и славянофилы. Зарождение революционно-демократической идеологии России. В.Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.

Крымская (Восточная) война, ее политические и экономические последствия для России. Кризис монархии.

Цели: осмыслить тенденции мирового развития в первой половине XIX в.; проанализировать основные направления и особенности внутренней и внешней политики России при Александре I и Николае I; уяснить истоки формирования освободительной мысли в России.

После изучения темы студент должен знать:

-изменения в системе международных европейских отношений;

-суть реформаторской деятельности Александра I и роль М.М. Сперанского в подготовке и проведении реформ;

- причины непоследовательности реформ Александра I;

- роль А.А. Аракчеева;

- основные события Отечественной войны 1812 г. и ее итоги; значение заграничных походов русской армии;

-причины и последствия восстания декабристов;

- основные направления общественной мысли России;

-причины и последствия Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. для России;

-основные понятия и исторические термины.

Методические рекомендации:

Изучение темы целесообразно начать с характеристики основных тенденций мирового развития в XIX в. Подчеркните, что основное содержание XIX в. определялось модернизационными процессами, происходившими в странах Европы и США. Далее укажите, что было общего и особенного в развитии России и европейских государств в XIX столетии? Когда в Западной Европе завершился промышленный переворот? Каковы его последствия? Какие политические процессы происходили на Западе в первой половине XIX в.? Охарактеризуйте завоевательную политику Наполеона. Как относилась Россия к этой политике?

Проанализируйте международное положение России в начале XIX в. В чем причины Отечественной войны 1812 г.? Какие последствия она имела? Что Вам известно о заграничных походах русской армии 1813-1814 гг.? Каким было влияние России в Европе? Что такое «Священный союз» и какова была роль в нем России?

Подчеркните, что для России первая половина XIX в. была временем бурного и противоречивого развития. Во внутренней политике проекты реформ Александра I переплетались с консервативными тенденциями. Раскройте реформаторскую деятельность Александра I в начале царствования. Каковы ее результаты? Какую роль в подготовке и проведении реформ сыграл М.М. Сперанский?

Проанализируйте внутреннюю политику Александра I после Отечественной войны 1812 г. Укажите, что война с Наполеоном затормозила реформаторскую деятельность императора, а последний период царствования Александра I сопровождался откатом назад во многих областях управления государством. Кем был А.А. Аракчеев и какую роль он сыграл в истории России?

Определите истоки декабризма в России. Каковы были роль и значение заграничных походов русской армии в формировании тайных обществ декабристов? Почему в борьбу за уничтожение крепостничества вступили дворяне? Расскажите о восстании декабристов 14 декабря 1825 г. в Петербурге, о его значении и последствиях.

Дайте характеристику основных направлений политики Николая I. Выделите наиболее характерные черты личности императора и покажите их влияние на жизнь российского общества. Как он поступил с декабристами? Какие цели ставил император во внутренней политике и как он их реализовывал? Подчеркните, что основными задачами правления Николая I были: укрепление самодержавия и аппарата управления, борьба с вольнодумством и общественно-политическим движением.

Остановитесь подробно на характеристике социальной политики Николая I. Какова была позиция власти в отношении: дворянства? купечества? крестьянства? Какие изменения произошли в социальной структуре и облике российского общества при Николае I? Кто такой П.Д. Киселев и почему Николай I называл его «начальником штаба по крестьянской части»? Каковы цели и результаты финансовой реформы графа Е. Канкрина?

Подведите итоги государственной деятельности Николая I. Подчеркните, что императору не удалось решить важнейшей задачи, стоявшей перед страной - ликвидации крепостничества. Частичные мероприятия в этой области не снимали остроты основного противоречия. Как относился Николай I к чиновникам? Как Вы прокомментируете слова императора, что для управления страной достаточно 30 тысяч столоначальников? Дайте оценку правлению Николая I.

Далее проанализируйте основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Укажите, что по итогам войны с Ираном (1826-1828 гг.) и Османской империей (1828-1829 гг.) Россия значительно укрепила свое положение в Закавказье, в Причерноморском регионе. В целом в ходе активной внешней политики в первой половине XIX в. в состав Российской империи вошли многие нерусские народы (Северного Кавказа, Казахстана и др.). Как Вы оцениваете вхождение нерусских народов в состав Российского государства? Этот вопрос и сегодня является актуальным и в то же время противоречивым. С одной стороны, мы говорим, что некоторые народы, проживающие по соседству с Россией, вошли в нее добровольно. С другой стороны, кое-кто Россию называл и называет тюрьмой народов. Получается, что народы-соседи добровольно шли в «тюрьму»? Что Вы думаете по этому поводу?

Раскройте истоки формирования освободительной мысли в России. Какую роль в этом сыграли Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов? Подчеркните, что наметившаяся в конце 1825 г. линия противостояния государственной власти и образованного общества стала ведущей в политическом развитии России на долгие десятилетия.

Кто такие консерваторы? Какова их идеология? Назовите лидеров «охранительного» направления общественной мысли. Кто такие либералы? Что Вы знаете о западниках и славянофилах? Какую роль они сыграли в становлении либерализма в России? Каковы истоки радикального направления общественного движения? Когда оно зародилось в России? Какова его программа?

Подчеркните, что к концу правления Николая I в стране сформировалось устойчивое общественное мнение, несовместимое с началами самодержавия и крепостничества. В заключение проанализируйте состояние российского общества к сер. XIX в. Подчеркните, что Россия постепенно вступала в эпоху нарастания внутренних кризисов. А поражение России в Крымской войне показало, что самодержавная монархия и крепостнический строй практически полностью исчерпали свои внутренние резервы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие события мировой и отечественной истории определяли XIX век?

2. Когда завершился промышленный переворот в Западной Европе? Каковы его последствия?

3. Какие последствия для России имела Отечественная война 1812 г.?

4. Как Вы оцениваете правление Александра I?

5. Кто был автором и вдохновителем государственных преобразований при Александре I в начальный период царствования?

6. Когда в России начался промышленный переворот? В чем его суть?

7. Каковы последствия восстания декабристов?

8. Какие изменения произошли в российском обществе при Николае I?

9. В чем состояла специфика развития рыночных отношений в дореформенной России?

10. Каковы истоки формирования освободительной мысли России?

Сообщения:

1. Отечественная война 1812 года в судьбе России.

2. М.М. Сперанский – ученый и реформатор.

3. Министр финансов Е.Ф. Канкрин и его деятельность.

4. История создания первых железнодорожных линий в России.

5. Российские консерваторы: исторический портрет (по выбору: А.А. Аракчеев, А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров).

6. Декабристы и их время.

7. Славянофилы и западники: их взгляды.

8. История создания первых железнодорожных линий в России.

Проект по теме:

1. Гибель армии Наполеона у р.Березина

2. Русская армия в годы Отечественной войны 1812 г. (образ, состав, возможности).

Обязательная литература:

1. Леванов,Б.В. История России XIX – ХХ вв.: учеб. Пособие по дисциплине ГСЭ.Ф.03 «Отечеств. история» для студентов вузов. неисторич. Специальностей/ Б.В. Леванов, В.А. Корнилов, В.В. Рябов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – С.8-156.

2. Расторгуев, С.В. История России IX-XX вв.: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - 3-е изд.,стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.128-140.

3. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для студентов вузов неист. Специальностей/Л.И. Семенникова. – 8-е изд. – М.: КДУ, 2006. – С.259-293.

Дополнительная литература:

1. Бородино и Наполеоновские войны: битвы, поля сражений, мемориалы./Сост. А.В. Горбунов. - М.: Калита, 2003

2. Выскочков, Л. Николай I./Л. Выскочков. - М., 2003.

3. Гордин, Я.A. Мятеж реформаторов 14 декабря 1825 г./Я.А. Гордин. - М., 1989.

4. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века./А.А. Корнилов. - М., 1993.

5. Российские самодержцы (1801-1917 гг.). - М., 1993.

6. Сахаров, А.Н. Александр I./А.Н. Сахаров. - М., 1998.

7. Семенкова, Т.Г. Денежные реформы в России в XIX в./Т.Г. Семенкова, А.В. Семенков. - СПб.: 1992.

8. Соловьев, С.М. Император Александр I: политика, дипломатия. /С.М. Соловьев. - М., 1995.

9. Томсинов, В.А. Временщик (А.А. Аракчеев)./В.А. Томсинов. - М., 1996.

10. Томсинов, В.А. Светило российской бюрократии: исторический портрет М.М. Сперанского./В.А. Томсинов. - М., 1991.

11. Федоров, В.А. Декабристы и их время./В.А. Федоров. - М., 1992.

12. Федоров, В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев./В.А. Федоров. - М., 1992.

13. Чемерисская, М.И. Петр Яковлевич Чаадаев//Вопросы истории. - №10. - 1994.

14. Юровский, В.Е. Министр финансов Е.Ф. Канкрин//Вопросы истории. - №1. - 2000.

15. Бородинская битва 26 августа 1812 года. - СПб: Типография журнала «Дело», 1888. - 18 с. // Электронный ресурс https://www.biblioclub.ru/74040_Borodinskaya_bitva_26_avgusta_1812_goda.html

Задачи и упражнения:

1. Сравните проекты реформ М.Сперанского, А.Аракчеева, Н.Новосильцева, декабристов. Найдите общее и особенное в этих документах.

2. К какому идейному течению вы могли бы отнести взгляды П.Я. Чаадаева? Объясните.

3. Составьте таблицу «Основные направления общественного движения России в XIХ в.»

Направление Охранительное Либеральное Революционно-демократическое
Время создания      
Программа      
Идеологи      

Эссе:

1. Изображение войны 1812 года в русском искусстве 19-20 веков

2. Образы героев войны 1812 г. в русском искусстве 19-20 веков

3. Влияние Отечественной войны 1812 г. на жизнь и творчество А.С.Пушкина.

Аннотация статей:

1. Безотносный, В. Наполеон и Александр I// Отечественная война 1812 г.: Материалы к урокам – М.: Чистые пруды, 2005 – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «история». Вып.5).

2. Ермолов, А. Характеристика полководцев 1812 г. (источник, составленный генералом Александра 1 – Алексеем Петровичем Ермоловым)//Родина - №1 - -1994 – С.56-60.

3. Симонян, А. Туркманчай – 1828: историческая перспектива независимости//Родина - №2 – 2008 – С.9-13.

4. Шереметьев, О. Эскадрон гусар летучих (мир лёгкой кавалерии александровского царствования)//Родина - №5 -2008 – С.71-75.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: