Современный историк В.Л. Степанов об эпохе Александра III

Народник С.М. Степняк-Кравчинский о положении в Российской империи и ее будущем (1885 г.)

Из докладной записки С.Ю. Витте Николаю II (февраль 1900 г.)

Из речи К.П. Победоносцева в Совете Министров (8 марта 1881 г.)

В России хотят ввести конституцию, и если не сразу, то, по крайней мере, сделать к ней первый шаг… А что такое конституция? Ответ на этот вопрос дает нам Западная Европа… Конституции, там существующие, суть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг…

Россия была сильна благодаря самодержавию, благодаря неограниченному взаимному доверию и тесной связи между народом и его царем… Так называемые представители земства только разобщают царя с народом.

Средний ежегодный прирост производительности составлял (в млн. руб.): 1878-1887 гг. – 26,1; 1888-1892 гг. – 41,6; 1893-1897 гг. – 161,2.

…Таковое возрастание промышленности в сравнительно короткий срок само по себе представляется очень значительным. По быстроте и силе этого роста Россия стоит впереди всех иностранных экономически развитых государств.., тем не менее и по отношению к потребностям населения, и по сравнению с иностранными государствами наша промышленность еще очень отстала.

Сыграв свою роль в создании политического могущества России, царизм стал теперь причиной его неуклонного разрушения. Если самодержавие не падет вследствие внутренних причин, то оно потерпит поражение в первой же серьезной войне; будут пролиты реки крови, и страна будет расчленена на куски.

Свержение самодержавия стало политической, социальной и нравственной необходимостью. Оно обязательно для блага государства и для блага народа.

Правящей элите не удалось совершить «прорыв в прошлое». Монархия не могла ограничить свою внутреннюю политику только мероприятиями в русле консервативного реформизма и чисто охранительными функциями. Правительство должно было учитывать нужды народного хозяйства и стимулировать рост отечественной индустрии. Политика Бунге (министр финансов в 1881-1886 гг.) и его преемников (таможенный протекционизм, привлечение иностранных капиталов, упорядочивание государственного долга и денежного обращения) способствовала завершению промышленной революции в России, утверждению крупного машинного производства, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма. Это опровергает традиционное представление о царствовании Александра III как «эпохе контрреформ» и «периоде регресса». Но, как и предсказывал Бунге, курс на индустриализацию, не сопровождавшийся преобразованиями в деревне и не предполагавший каких-либо изменений в системе общинного землевладения и патриархальном укладе крестьянской жизни, порождал глобальные диспропорции, неизбежно ведущие в будущем к социально-политическому кризису.

Вопросы и задания к документам

1. Насколько убежденным реформатором был Александр II? Чем непосредственно была вызвана правительственная политика либерализации начала 1860-начала 1870-х гг.? Какова взаимосвязь Крестьянской реформы 1861 г. и других преобразований?

2. В чем суть и значение земской реформы 1864 г.? В каком положении по отношению к другим органам власти и управления находились земские собрания? О чем это свидетельствует?

3. Прочитайте документ 5. Какими обстоятельствами была обусловлена его разработка? В чем суть и значение данного проекта? Почему он не был реализован в ХIХ в.? Насколько правомерно неофициальное название этого документа, известного среди современников как «конституция Лорис-Меликова»?

4. Согласны ли Вы с мнением К. Победоносцева, что причины усиления революционного движения состоят в реформировании самодержавного строя (документ 6)? А, может, в ограниченном характере такого реформирования? Поясните свой ответ.

5. В чем проявилась двойственность политики Александра III и Николая II в конце ХIХ в.? Согласны ли Вы с «политическим диагнозом» Российской империи, поставленным свидетелем событий эпохи и современным историком? Свое мнение обоснуйте конкретными историческими фактами.

Тема 9: Социально-экономическое и политическое развития Росси в начале ХХ вв.

План:

1. Россия в контексте мировых проблем в начале XX в. Русско-японская война и поражение царизма.

2. Революция 1905 -1907 гг.: поиск путей общественного прогресса. Появления Советов.

3. Российский парламент: структура и особенности Государственной думы.

4. Первая мировая война как кризис общественного развития.

5. Падение самодержавия и проблема исторического выбора.

Основные понятия: Место ХХ в. во всемирной истории. Новые явления в социально-экономическом и политическом развитии стран Европы и США. Конец свободной конкуренции. Экономические противоречия. Государственное регулирование экономики. Изменения в социальной структуре. Появление рабочей аристократии.

Развитие России на рубеже XIX - ХХ вв. Проблемы модернизации страны. Особенности образования политических партий в России и их программы. Общенациональный кризис начала ХХ в. и альтернативные варианты его преодоления. Новый либерализм. Российская социал-демократия. Социалисты-революционеры. П.Б. Струве и П.Н. Милюков. В.И. Ленин и Ю.О. Мартов, В.М. Чернов.

Русско-японская война - катализатор революционных процессов. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности. Идеи конституционного самодержавия, правового государства, революционной диктатуры. Основные социально-экономические и политические итоги и последствия революции. Изменения в политической системе. Начало работы Государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.

Цели: осмыслить тенденции развития и основные проблемы мировой и российской истории на рубеже XIX – ХХ вв.; проанализировать основное содержание общественно-политического и экономического развития России в начале ХХ столетия.

После изучения темы студент должен знать:

-новые явления в социально-экономическом и политическом развитии мира в конце XIX - начале XX вв.;

-состояние экономического, политического и социального развития России как страны догоняющей модернизации;

- тенденции внешнеполитического развития России;

- основное содержание и направления политической борьбы в начале ХХ в.;

- предпосылки и особенности образования российских политических партий; их программы и тактику в революции 1905-1907 гг.;

- причины, этапы и результаты первой революции в России;

- основные исторические термины и понятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: