Особенности культуры рубежа веков. Общественно-политическая, философская и эстетическая мысль. Литературные течения

Раздел I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п   Тема занятий Вид занятий и количество часов
Лекции Семинары
1. Отечественная культура на рубеже XIX-XX веков    
2. Отечественная культура 1917 – начала 2000-х годов    
  Итого    

Курс истории отечественной культуры конца XIX - начала XXI веков является продолжением курса истории отечественной культуры древнейших времен, средневековья и нового времени. Данный курс рассчитан на освоение как теоретического, так и конкретного историко-культурного материала. Этими задачами и определена структура данной программы. Она вклю­чает перечень основных разделов и вопросов, выделен­ных по хронологическому и тематическому признакам. Прог­рамму дополняют перечень семинаров и коллоквиумов, список экзаме­национных вопросов, указатель рекомендуемой литературы.

В течение семестра студенты дневного отделения должны выполнить следующие задания:

1. Подготовиться к семинарским занятиям (с.31-34):1) изучить письменные и иллюстративные источники, литературу по теме; 2) составить конспекты по вопросам семинаров; 3) подготовить в письменном виде и провести экскурсию по одному из архитектурных памятников старой Самары.

2. Изучить иллюстративный материал по памятникам искусства, упоминаемым в программе (с.6-31), и приготовиться к письменному тестированию, на котором будет проведена проверка знаний по перечисленным памятникам и будет нужно назвать по предъявленной иллюстрации имя автора, название произведения и его стилевую принадлежность.

3. Выучить значение терминов (с.52) из списка ключевых слов и словосочетаний для подготовки к написанию диктанта, который является составной частью экзамена.

4. Изучение истории отечественной культуры предусматривает большую самостоя­тельную работу студентов с литературой (с.45-52) по данному курсу. На это нацеливает большой объем изучаемого материала, с одной стороны, и отсутствие полноценных учебников, соответствующих данной програм­ме, с другой стороны. Обязательной частью работы студентов по этому курсу также является посещение Самарского художественного, краеведческого и других музеев, знакомство с их экспонатами.

Исторические условия развития отечественной культуры в период с конца 80-х гг. XIX в. до 1917 г. «Серебряный век» русской культуры. Рубеж веков - переломный период во всех сферах социальной и духовной жизни. Поляризация общественных сил и нарастание классовых противоречий. Приближение эпохи революций. Отражение в искусстве сложных коллизий времени.

Влияние общественной жизни на культурные процессы в России. Противоречия русской интеллигенции. Интеллигенция и революция. «Вехи». Факторы развития общественно-политической и философской мысли в России. Идеи всеединства и соборности в русской философии конца XIX - начала XX века. В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Булгаков. П. Флоренский. Мировое значение русской философии начала XX века.

Взаимосвязь философских и эстетических идей эпохи. Позитивизм и неоромантизм. Переосмысление задач искусства. Идеи «чистого искусства» или «искусства ради искусства». Параллельное развитие разнообразных стилистических тенденций. Появление стиля модерн. Подъем всех видов искусства, выравнивание в их развитии. Проблема синтеза искусства.

Новые направления в литературе. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Поэзия «серебряного века». А. Ахматова. Н. Гумилев. В. Брюсов. А. Блок. И. Северянин. З. Гиппиус. А. Белый. К. Бальмонт. Объединения «Центрифуга», «Среда», «Знание» и др. Творчество представителей реалистического направления в литературе. Л. Толстой. А. Чехов. А. Куприн. И. Бунин. Л. Андреев. И. Мамин-Сибиряк. В. Короленко. М. Горький.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: