double arrow

Культура и история

Культура как коммуникативный мир

Для того, чтобы вещь имела культурный облик, необходимо человеческое к ней отношение. Феномен, обнаруживающий действительность и возможность понимания – это коммуникация, реальный процесс передачи или обмена сообщениями.

Жизненный мир человека – это культурный мир = «говорящий мир». Общение – понимающее сосуществование (таким образом, нравственность (мораль) имманентно присуща культуре).

Человек живёт в мире вещей, бытие которых состоит в презентации смысла или в обозначении.

Символ – чувственно воспринимаемая вещь, носитель какого-либо содержания (сообщения). Способность человека воспринимать символические тексты культуры – и есть способность быть и жить в культуре.

Символ как означающее господствует над смыслом как означаемым.

Главная форма мирового символического порядка – язык. Через него происходит на-зывание предметов мира, при-своение.

Современное общество называют коммуникативным. Это определение включает в себя несколько эпифеноменальных характеристик. Подробнее о таком феномене, как «сетевая культура», мы поговорим в последней теме нашего курса.

Коммуникация оценивается различными мыслителям: как смысловой центр человеческого бытия (К. Ясперс, М. Бубер); как смысловой центр «жизненного мира» (Хабермас); как смысловой центр культуры (Апель).

При всей неоднозначности состояния современной культуры можно говорить о тенденции эволюции от монологичной (направленной на свою цель) к диалогичной (направленной на взаимопонимание) коммуникативной стратегии.

Коммуникация как феномен культурного пространства наиболее ярко институционально воплощается в системе образования (концентрированная культурная плоть социума).

Культура исторична, поскольку временнАя развёртка человеческих произведений превращает их в сообщения, требует понимания и интерпретации. Любой артефакт – факт истории и культуры, так же, как и собственно история – и сам процесс, и повествование о нём. Оценки могут рАзниться. Важно в итоге не само событие (истории, культуры), а память о нём. Структуры памяти работают как сетевой фильтр.

Именно в нарративе (повествовании) создаётся и про-является смысловая связь.

Взаимопревращение культуры и истории происходит по схеме: событие‑сообщение‑событие.

История культурно оседает как память (знания + материальные памятники).

Вопросы к теме:

1. Чем является культура по отношению к обществу?

2. Каковы уровни отношений между личностью и культурой?

3. Как вы понимаете системность как качество культуры?

4. Что такое онтогенез и филогенез?

5. В чём проявляется коммуникативный потенциал культуры?

6. Какую роль в культуре играют структуры памяти?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: