double arrow

Тема 20. Л.С.Выготский и его школа

Тема 19. Г.И.Челпанов, его роль в становлении отечественной психологии

Очерк жизни и творчества Г.И.Челпанова. Г.И.Челпанов как философ и психолог. Деятельность Г.И.Челпанова как организатора науки. Создание Психологического института и основные направления его деятельности в период руководства Г.И.Челпанова.

Г.Г.Шпет как философ и психолог, его сотрудничество с Г.И.Челпановым. Особенности феноменологического учения Г.Г.Шпета. Основы этнопсихологии.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 19.

1. Философско-психологические дискуссии периода становления советской психологии.

Основная литература: 2

Дополнительная литература: 12

Очерк жизни и творчества Л.С.Выготского. Л.С.Выготский как методолог. Проблема построения «общей психологии». Л.С.Выготский как теоретик психологии; «культурно-историческая» теория развития психики. Проблема опосредствования. Представление о знаке. Интериоризация в понимании Л.С.Выготского. История развития высших психических функций как предмет психологии. Общая характеристика высших психических функций. Проблемы возрастной и педагогической психологии в трудах Л.С.Выготского. Представление о социальной ситуации развития. Понятие «зона ближайшего развития».Вклад Л.С.Выготского в дефектологию.

А.Р.Лурия, очерк жизни и творчества. Исследование познавательных процессов на материале различных культур. Исследование словесной регуляции поведения. Исследование умственной отсталости. Исследование афазий. Проблема локализации психических функций. Нейропсихология в ее историческом развитии.

А.Н.Леонтьев, очерк жизни и творчества. Исследование памяти. Проблемы развития психики. Теория деятельности и ее роль в дальнейшем развитии психологии. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет психологии. Общее представление о деятельности. Структура деятельности. Представление о ведущей деятельности. Деятельность, сознание, личность.

Д.Б.Эльконин, очерк жизни и творчества. Проблемы возрастной периодизации психического развития. История детства. Исследование игры. Разработка экспериментальной системы обучения.

П.Я.Гальперин, очерк жизни и творчества. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Разработка и развитие идей Л.С.Выготского другими учениками и последователями. применительно к возрастной и педагогической психологии (А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов и др.).

Вопросы для самостоятельной работы по теме 20.

1. Методологические проблемы психологии в творчестве Л.С.Выготского.

2. Соотнесение культурно-исторической теории и теории деятельности.

3. Становление и развитие школы Л.С.Выготского: основные этапы.

Основная литература: 2, 3, 5

Дополнительная литература: 2, 9, 10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: