Тема 25. Д.Н.Узнадзе и теория установки

Тема 24. Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа

Тема 23. Б.М. Теплов, его роль в отечественной психологии

Тема 22. И.П. Павлов и влияние его идей на зарубежную и отечественную психологию

Тема 21. Философско-психологические воззрения С.Л.Рубинштейна

Очерк жизни и творчества С.Л.Рубинштейна. С.Л.Рубинштейн как теоретик и организатор психологической науки. Принцип творческой самодеятельности и анализ специфики гуманитарного знания. Методологические принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности; диалектико-материалистический принцип детерминизма. Идея субъектности. Представление о субъект-субъектном взаимодействии. Психическое как процесс и как деятельность. Исследования мышления. Развитие идей С.Л.Рубинштейна учениками и последователями.(К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский).

Вопросы для самостоятельной работы по теме 21.

1. Методологические проблемы психологии в трудах С.Л.Рубинштейна.

2. Сравнительный анализ теорий деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

Основная литература: 3, 5

Дополнительная литература: 13, 14

Очерк жизни и творчества И.П.Павлова. Проблема поведения целостного организма. Проблема сигнала. Рефлекс как единица анализа поведения. Динамика образования и изменения условных рефлексов. Учение о типах и свойствах высшей нервной деятельности. «Павловская сессия» АН СССР и АМН, ее роль в судьбах психологии и психологов.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 22.

1. Сравнительный анализ «науки о поведении» в бихевиоризме и в учении И.П.Павлова.

Основная литература: 2, 3, 5

Дополнительная литература: 13

Очерк жизни и творчества Б.М.Теплова. Основные направления исследований. Представление о свойствах высшей нервной деятельности и психофизиология индивидуальных различий. Проблема индивидуальных различий с точки зрения синтетического и аналитического подхода. Проблема диагностики индивидуальных различий. Соотношение свойств. Проблема их универсальности. Свойства ВНД и свойства личности.. Исследование способностей. Исследования практического мышления.

Очерк жизни и творчества В.Д.Небылицына.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 23.

1. Основные проблемы психофизиологии индивидуальных различий в творчестве Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына.

Основная литература: 2, 3, 5

В.М.Бехтерев, очерк жизни и творчества. В.М.Бехтерев как теоретик и организатор науки. Проблемы построения объективной науки. Объективная психология. Рефлексология. Коллективная рефлексология. Общие законы мироздания и психики. Педологические исследования. Идеи комплексного и лонгитюдного подходов в психологии.

А.Ф.Лазурский как последователь В.М.Бехтерева и как самостоятельный теоретик и практик психологии. Очерк жизни и творчества А.Ф.Лазурского. Основы характерологии. Введение категории «отношение». Проблемы методов исследования. Представление о естественном эксперименте. Программа исследования личности.

М.Я.Басов, очерк жизни и творчества. Человек как деятель в среде. Методологические и методические проблемы наблюдения.

В.Н.Мясищев, очерк жизни и творчества. В.Н.Мясищев как последователь А.Ф.Лазурского. Теория отношений. Отношение как новая психологическая категория. Рассмотрение общепсихологических, возрастнопсихологических и психотерапевтических проблем с позиции теории отношений.

Б.Г.Ананьев, очерк жизни и творчества. Человек как предмет познания. Проблемы построения человекознания. Разработка идей комплексного подхода. Проблема систематизации методов исследования. Основы онтопсихологии. Исследования психологических и психофизиологических функций взрослых людей. Акмеологические представления.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 24.

1.Основные идеи рефлексологии В.М.Бехтерева.

2. Основные проблемы человекознания в творчестве Б.Г.Ананьева.

Основная литература: 2, 3, 5

Дополнительная литература: 13

Очерк жизни и творчества Д.Н.Узнадзе. Д.Н.Узнадзе как основатель грузинской психологии. Подход к проблеме бессознательного. Критика «постулата непосредственности». Общее представление об установке. Понятие «фиксированной установки». Представление о «целостной установке субъекта». Экспериментальные основы теории установки. Исследование установки у человека и животных. Представление об «объективации». Возрастно-психологические аспекты теории установки.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 25.

1. Основные эксперименты в контексте развития теории установки.

Основная литература: 2, 3, 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: