Отход либеральных помещиков и верхушки буржуазии от освободительного движения. Раскол в Национальном конгрессе

Политика английского правительства

В конце 1905 г. Керзона на посту вице-короля Индии сменил Минто. В декабре в Англии к власти пришли либералы. Мини­стром по делам Индии был назначен Морли. Либеральный ка­бинет свирепо расправлялся с индийскими патриотами. «Самые либеральные и радикальные деятели свободной Британии,— писал В. И. Ленин,— вроде Джона Морли (Morley) — автори­тета для русских и нерусских кадетов, звезды „прогрессивной"на деле лакействующей перед капиталом) публицистики — превращаются в качестве правителей Индии в настоящих Чин­гисханов, которые способны санкционировать все меры „успо­коения" вверенного населения, вплоть до сечения политических протестантов!»*.

Применяя жестокий террор, английские колонизаторы одно­временно искусно маневрировали. Для того чтобы привлечь на свою сторону имущие классы Индии, английское правитель­ство в 1906 г. объявило о предстоящем проведении реформ, и в частности о введении выборного начала в провинциальных законодательных советах. Еще в ходе разработки законопро­ектов стало известно о предполагаемом создании особой из­бирательной курии для мусульман. С благословения англий­ских колониальных властей в декабре 1906 г. была основана Мусульманская лига — религиозно-общинная политическая организация, стремившаяся противопоставить мусульман инду­сам. В ней заправляли клерикально-помещичьи элементы. Первым председателем Мусульманской лиги стал глава му­сульманской секты исмаилитов, почитаемый как «живой бог», крайний реакционер Ага-хан.*

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 17, с. 178.

Почти одновременно с Мусульманской лигой, тоже с благо­словения англичан, была создана индусская религиозно-шови­нистическая организация «Хинду махасабха» («Великий союз индусов»). Разжиганием индусско-мусульманской розни коло­низаторы надеялись помешать национальному сплочению на­родов Индии.

Под влиянием роста активности народных масс и обострения классовой борьбы, с одной стороны, и английских обещаний некоторых уступок индийской буржуазно-помещичьей верхуш­ке — с другой, в лагере национально-освободительного движе­ния происходит размежевание классовых сил. С середины 1907 г. бенгальские заминдары, участвовавшие в движении про­теста против раздела их провинции и в кампании свадеши, открыто заявили о своей верности англичанам. Заколебалась и крупная национальная буржуазия. Если и раньше «умерен­ные» с опаской относились к массовому движению и стреми­лись ограничить свадеши узкоэкономическими целями, но все же участвовали в свадешистской кампании, то теперь они открыто требовали прекращения бойкота и антиправитель­ственных выступлений. Лидеры «умеренных» сотрудничали с англичанами в подготовке законопроекта о реформах.

На состоявшемся в декабре 1907 г. съезде Индийского на­ционального конгресса выявились принципиальные расхождения между «умеренными» и «крайними». Либералы требовали немедленного прекращения бойкота. Они внесли резолюцию, резко осуждавшую насильственные методы борьбы. «Крайние» квалифицировали эти предложения как предательские. Произо­шел раскол. Тилак и его сторонники были изгнаны из Кон­гресса.

Раскол Конгресса отражал страх либеральной буржуазии перед активным участием народных масс в освободительном движении. Теперь Национальный конгресс ограничивался лишь развертыванием свадешистского движения, трактуемого «уме­ренными» весьма ограниченно.

После раскола Конгресса сторонники Тилака пытались со­здать партию националистов. Однако она сразу была объявле­на вне закона. Репрессии колониальных властей и разобщен­ность отдельных группировок «крайних» помешали им органи­зовать свою партию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: