Обряды, обрядовые игры и игрища.
Истоки русского театра
Обряды, обрядовые игры и игрища. Скоморохи. Устная народная драма. Кукольный театр. Церковные театрализованные «действа».
Гармония с природой. Лицедейство – изображал не себя. Принятие христианства – религиозная составляющая уходит.
Желая жить в гармонии с природой, человек ее обожествлял и стремился войти в контакт с ее могущественными силами. Так рождались языческие обряды. Многие из них имели игровой характер с элементами театрализации (трудовые, охотничьи, особенно свадебные). Требовало сплочения усилий множества людей.
Человек изображал уже не себя – он лицедействовал. С принятием христианства уходит магическое и преобладает игровое театрализованное начало. Обряд перерастает в обрядовую игру, затем – в «игрище».
Люди пытались воздействовать на окружающую природу. Большое значение в обрядах имела вера человека в магическую силу изображения (обычай рядиться животными). В обрядах зарождаются элементы театра: драматическое действие, ряженье, диалог.
|
|
VIII-IX век – переход от родового строя к феодальному, образование древнерусского гос-ва. Старые обряды теряли магическое значение и превращались в игру-представление, в игрище, являвшееся переходом от обряда к народному театру.
Пример игрища: «Игумен» - выходит за пределы игры и представляет простейшую форму народного театра, тк действие начинает служить средством выражения идеи.
2. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ И ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОСТИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XI-XVII ВВ: ПЛОЩАДНОЕ ИСКУССТВО СКОМОРОХОВ, ШКОЛЬНАЯ ДРАМА, ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЙСТВА
В условиях принятия христианства именно народное творчество стало носителем элементов рождающегося русского театра. Народный театр отражал действительность с точки зрения народа, показывал то, что интересовало и волновало народ.
Пример древнерусского народного театра – комические эпизоды «Царя Максимилиана» и «Лодки» - пародийное изображение церковной службы, комический диалог мужика с барином, сценки со стариком, притворяющимся глухим.
Расцвет устной народной драматургии – 17-18 в – кукольная комедия о Петрушке, Царь Максимилиан, Лодка.
Народный театр имел гибкую форму – от разыгрывания комических сценок фарсового характера, шуточного разговора и кончая пляской с участием зрителей. Нет четкого разделения на исполнителей и зрителей.
Устная драма создавалась в процессе коллективного творчества народа и хранилась в народной памяти. Путем импровизации делали пьесу более актуальной.
Представления давались на площади среди толпы.