double arrow

ТЕАТР ПРИ ДВОРЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА

Школьная драма

Появился в 70-80 гг 17 в. Царская власть боролась против церковников, кот утверждали, что «священство превыше царства есть». Ограничение церковных действ. Но борьба не с церковью – тк церковь идеологическая основа феодального порядка, а против притязания церковников на власть.

Необходимо было создание церковных кадров, воспитанных в духе абсолютизма, в связи с этим учреждение духовных школ и слав-грек-лат академии. По образу украинской Киевской духовной академии, где с нач 17 в. Давались представления школьного театра.

Украинский школьный театр – против гнета королевско-шляхетской Польши и агрессии римско-католической церкви. Положительная черта – обращение к народному театру, проявлялось в интермедиях – комические сценки между действиями из народного быта, герои – крестьяне.

В Морскве – воспитанник киевской академии Симеон Полоцкий. Придворный поэт Алекс Мих, воспитатель царских детей, преподаватель духовной школы, на осно кот была создана слав-грек-лат академия. Трагедия «О Навходоносоре царе, о теле злате и трех отроках, в пещи не сожжённых» - переработка пещного действа. «Комедия притчи о блудном сыне» - о поездках молодых людей за границу, против «чужебесия».

(при Алексее Михайловиче (1645-1676))

Ослабление могущества православной церкви. Освобождение Алексея Михайловича от давления Никона, взгляд в сторону Европы, где при дворах театры. Рождение Петра – решение поставить представление, советчик царя Артамон Матвеев предлагает в качестве исполнителя Иоганна Грегори. Грегори придумал текст спектакля «Артаксерксово действо». Возвели «Комедийную хоромину». Внутренний вид палаты, спектакль «Артаксеркосов действо». Потом набрали актерами русских мальчиков из подьячих, поставили др спектакли. Т.к театр создавался для увеселения государя, прекратил свое существование со смертью царя.

Вторая половина XVII века, могущество православной церкви начинает ослабевать, средневековье клонится к закату, надвигается Новое время.

Царь Алексей Михайлович, в первую половину был тишайшим и богобоязненным, находился под давлением авторитета патриарха Никона (издававший указы против скоморохов), с 1660-х постепенно освобождается от этого гнетущего влияния. Оглядывается на Европейские державы, их новшества, среди которых – театральные представления при дворах западноевропейских монархов.

1672 – царица Наталья Кирилловна, родила царевича Петра, и в честь этого события царь решил устроить «комедию» (так называли любое театральное представление), библейская легенда об Эсфири.

Первый советчик царя, «ближний» боярин, был в это время Артамон Матвеев. «Западник», знал что происходит в Европе, жена – шотландка, ведал сношениями с иностранцами (служил в Посольском приказе). В его семье воспитана вторая жена царя – Наталья Нарышкина. Он предложил Алксею Михайловичу Иоганна Готфрида Грегори, пастора лютеранской церкви в Немецкой слободе, в качестве исполнителя царской воли. Был хорошим организатором, оюладал большой культурой, имел степень магистра, знал театральное дело, возможно сам участвовал в представлениях дрезденского школьного театра.

Грегори и создал сценический текст библейской легенды об Эсфири, получившей название «Артаксерксово действо». Исполнители – 60 юношей-иноземцев из немецкой слободы, ученики руководимой Грегори школы. В селе Преображенском возвели «Комедийную хоромину» - первое театральное здание. Стены обили красным сукном,пол – зеленым, в центре на куске красного сукна на возвышении – государево кресло, по бокам – лавки для остальных зрителей, для царицы и царевен – обрешеченная ложа в конце палаты (женщины не допускались).

Сцена отделялась от зала занавесом, оформлены живописные декорации (царский живописец Андрей Абакумов), костюмы шил портной мастер Кристиан Мейсен, спектакль сопровождала инструментальная музыка.

Первый спектакль – 17 октября 1672, длился 10 часов.

В июне 1673 актерами набрали русских молодых людей из подьячих и мещанских детей, 26 чел, кот обучал Грегори. Поставил с ними 9 «комедий»: Артаксерксово действо (1672), Иудифь («Олоферново действо») (1673), Комедия о Товии малдшем (1673), Комедия об Егории Храбром (Егорьева комедия) (1673), «Темир-Аксаково действо» (Баязет и Тамерлан) (1675), «Малую прохладную комедию об Иосифе» (1675), «Жалостную комедию об Адаме и Еве» (1675), Комедия о Давыде с Голиадом (1676), Комедия о Бахусе с Венусрм (1676), + бадет Орфей.

На зиму спектакли переносили в Кремль.

Являясь театром придворным, устраивавшимся как «государева потеха», он целиком подчинялся дворцовому распорядку и прекратил свое существование со смертью государя (26 января 1676 г).

Характер театра общеевропейский – светский и профессиональный. Носил замкнутый дворцовый характер. После Грегори нек время во главе театра переводчик Посольского приказа Гивнер, вскоре смененный учителем киевской школы Чижинским.

Сочетание разл театр систем: придворный театр, церковно-школьный театр, театр английских комедиантов.

4. ЗРЕЛИЩНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII СТОЛЕТИЯ: ПЕРВЫЙ ОБЩЕДОСТУПНЫЙ ТЕАТР, «ШКОЛЬНЫЕ» ПОСТАНОВКИ, ИНОСТРАННЫЕ ГАСТРОЛЕРЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ «ОХОТНИКОВ»

Театр эпохи Петра I (1682 – 1721)

Стремление к публичности, различные способы ее проявления. Отправление Сплавского в Польшу. Приезд труппы Кунста в Москву. Оборудование театрального здания в Лефортово. Проблемы с языком – дали на обучение русских ребят. Постановка триумфальных комедий, чередование сцен сражений с фарсовыми эпизодами. Завершение «Комедиальной храмины» в 1703. 1703 – смерть Кунста, на его место – Отто Фюрст, самый плодотворный период. Оживление театральной жизни только к приезду царя. 1706 – уезд немцев. Театр Натальи Алексеевны. 1723 – труппа Манна. Театр первой трети 18 в, труппы кукольников.

Первый публичный театр в России. Эпоха Петра I принесла изменения во все сферы бытия россиян. Одним из главных признаков становится стремление к публичности. Петр изобретает всевозможные способы для ее реализации: торжественные процессии по случаю встречи и проводов войск, спуска кораблей, балы, маскарады и т.д.

В этой новой общественной культурной жизни, перестраивающейся на европейский лад, должен был появиться, как неотъемлемый ее атрибут, публичный театр.

В 1702 вновь открыт гос театр. Был общедоступным, публичным, предназначенным для обслуживания широких кругов городского населения. Должен был стать одним из средств идеологической борьбы в защиту петровских преобразований, воспитание патриотических мыслей и чувств в обществе.

По указу Петра в 1701 в Польшу был отправлен Ян Сплавский, комедиант-кукольник. Цель: приговорить в русскую службу театральную труппу, руководимую И. Кунстом. Не случайно в Польшу: нужны были актеры, знающий по-русски или, по крайней мере, по-славянски. В 1702 труппа Кунста прибыла в Москву (в труппе одна женщина – жена Кунста Анна).

В связи с прибытием труппы встал вопрос о строительстве театрального здания для спектаклей. Хотели строить на Красной площади, но не успели подготовить и оборудовали театральное здание в бывшем доме Лефорта в Немецкой слободе.

После приезда труппы выяснилось, что они могут давать представления только на немецком, в связи с чем дали на обучение русских ребят, «к тому делу удобных».

Во все годы существования этого театра к приезду царя в Москву ставилась новая «триумфальная комедия», посвященная очередным победам. Сцены сражений чередовались с площадными фарсовыми эпизодами, где участвовал извечный для комедий того времени шутовской персонаж Тразо.

«Комедиальная храмина» на Красной площади была завершена к кон 1703 г., однако Кунсту не пришлось там действовать, он умер в 1703. На его места взяли Отто Фюрста, при котором театр весной-летом 1704 пережил самый плодотворный период, ввели входные билеты разной стоимости.

Комедиальная храмина вмещала до неск сот зрителей, на отд спектаклях присутствовало только по 25 чел.

В отсутствие царя и его приближенных театральная жизнь становилась вялой, оживление наступало только к приезду Петра в Москву. Театр еще не вписался в будни Москвичей, зрителей было мало, спектакли ставились не регулярно.

Играли пьесы немецких драматургов рассчитанные на вкусы дворянской и буржуазной публики. Лоэнштейн «Сципио Африкан, вождь римский, и погубление Софонизбы, королевы Нумидийския» и «Честный изменник, или Фридерико фон-Поплей и Алоизия, супруга его», + пьесы-переделки Кальдерона и Мольера.

Оторванность от жизни: репертуар, часть представлений на немецком языке, переводы наполнены не живой речью, а германизмами и церковнославянизмами, не понятен публике.

Были и «перечневые пьесы», не имевшие записанного литературного текста и допускавшие элемент импровизации. – давало возможность пользоваться живой разговорной речью.

Сами Кунст и Фюрст были далеки от русской жизни, им были чужды русские нравы, обычаи, интересы.

В 1706 у немецких актеров заканчивался контракт, захотели уехать на родину. В связи с предстоящими военными действиями разобрали все деревянные строения в Китай-городе, в т.ч Комедиальную храмин у. Весь театральный скарб: декорации, костюмы, тексты пьес перевезли в село Преображенское, где начал действовать придворный домашний театр царевны Натальи Алексеевны, младшей сестры Петра. В ее штат перешли и русские актеры. В 1708 царевна переехала в Петербург, куда перевезла и свой театр. Оборудовали специальное здание с партерами и ложами, мог приходить любой желающий (касалось верхушки общества). Просуществовал до 1716 года до ее смерти. После перенесения столицы в Спб давали общедоступные спектакли. Присутствовала не только придворная, но и городская публика. Играли русские актеры.

Еще один придворный театр, открытый для зрителей различных чинов и сословий, существовал в селе Измайлове при дворе царицы Прасковьи Федоровны (вдовы старшего брата Петра I – царя Ивана Алексеевича).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: