Кукольный театр

Начало от языческих обрядов. 2 типа кукольного театра.

Ведет начало от языческих обрядов, в кот было изображение божества, представленного миниатюрной фигуркой, наделенной магической силой.

К XVII в оформилось 2 типа кукольного театра: ширма с перчаточными куклами (исполняли комедию, гл персонажем кот был Петрушка) и театр с куклами марионетками, разыгрывавшими в ящике-домике, получившем название «вертеп» (кукловоды обычно – учащиеся семинаристы, кот на святки и Рождество ходили по домам и показывали представления Рождественской драмы).

Со скоморошескими игрищами связано появление одного из самых популярных и жизнеспособных видов народного театра – театра кукол.

Церковные театрализованные «действа».

Воздействие на паству. Элементы театрализации в обряды. Хождение на осляти.

Расцвет – 16 – нач 17 вв.

Преследовала скоморохов, но понимала степень эмоционального воздействия зрелищ на паству. Постепенно начала вводить в некоторые церковные обряды элементы театрализации.

Вербное воскресенье – обряд «Хождение на осляти». Весной. Связан с въездом Христа в Иерусалим. От Спасских ворот Кремля до Храма Василия Блаженного настилали деревянный помост. По обеим сторонам выстраивались стрельцы в алых одеждах. В момент приближения торжественной процессии они сбрасывали их с себя на помост, по которому везли на повозке вербное дерево, украшенное яблоками, фигами и изюмом, в окружении четырех мальчиков в белых одеждах, певших «Осанну». За повозкой шествовала пышная процессия именитых бояр и духовенства, а заключал ее осел (или белая лошадь) с восседавшим на ней патриархом. Осла вел под узцы сам царь. Обряд символизировал примат церковной власти над государевой.

Упразднение патриаршества Петром I прекратило существование обряда.

«Действо цветоносия»,

«Умовение ног»

На страстной неделе перед пасхой. Театрализованная иллюстрация тайной вечери. Роль Христа, как и в «хождении на осляти» исполнял патриарх. Действо как сын божий услужает апостолам должно было воспитывать дух покорности и смирения.

«Пещное действо».

Незадолго до рождества. Инсценировка библейского придания о трех смелых отроках, отказавшихся поклоняться языческому идолу и за это вверженных царем Навуходоносором в печь.

Прекратилось во втор пол 17 в под влиянием формирование абсолютистской монархии, изображение победы религиозно-церковного начала над властью неправедного царя было нежелательным.

Неразрывная связь действ с церковной службой, библейскими и евангельскими сюжетами исключала возможность расширения их содержания и тематики. Однако подготовили почву для появления библейских действ на сцене придворного и школьного театров кон 17 в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: