Методы истории психологии

В структуре методологии любой науки существенное и значимое место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных. В историко-психологических исследованиях используется широкая совокупность качественных и количественных методов.

Можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического расследования:

методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-соспоставительный (синхронистический), генетический. Историко-генетический метод - изучений идей прошлого с учетом общей логики развития науки в определенный исторический период.

методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности;

* метод исторической реконструкции (моделирования)
Теоретическая реконструкция предполагает списание и критический

анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности.

* Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и
особенностей той или иной школы, разработанных и используемых ею
способов производства научных знаний, характера научного общения между
школы, схожести и различий их мнении, оценок, критики

• Метод источниковедческого анализа направлен на изучение
документальной основы историко-психологических исследований,
комплексная методика интерпретации и критики источника. Особое значение
данный метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными
источниками по истории психологии.

* Библиографический (изучение архивных материалов) - поиск
научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и
примечаниями. Анализ научных ссылок - установление частоты
датирования научных трудов с целью получения сведений о связях между
научными направлениями, об актуальном состоянии науки и о тенденциях ее
развития.

Интервьюирование - беседа исследователя с ученым, представителем той или иной школы с целью получения материалов в соответствии с конкретными задачами исследования с помощью определенных вопросов.

Биографический и автобиографический методы - воссоздание атмосферы реальной жизни ученого, источников его духовного развития, понимание причин и условий формирования его научных взглядов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: