double arrow

Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в психологии

Основные тенденции в развитии философии и психологии нового времени

В 17 в. начали интенсивно развиваться науки: физика (И.Ньютон), астрономия (И. Кеплер), биология (Уильям Гарвей - описал большой и малый круги кровообращения), химия (Роберт Бойль). В некоторых периодизациях истории этот период получил название «научной революции».

Психология искала собственный предмет исследования, конкретное определение области своей деятельности. Происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании. Исследование содержания и функций сознания подвело ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека.

В философии и теории познания наметились два течения эмпиризм и рационализм. Два направления различаются в подходах к решению основных проблем познания.

Проблема Рационализм Эмпиризм
Происхождение знания Знание врожденно Знание - результат опыта
Соотношение чувственного опыта и логического мышления Приоритет логического Приоритетность чувственного опыта
Познаваемость мира Мир непознаваем Мир познаваем
Взаимоотношения психического и телесного Психическое и телесное - это отдельные субстанции, несводимые друг к другу Идея дуализма души и тела (психофизиологический параллелизм)
Метод Дедукция (О-Ч) Индукция (Ч-О)
Представители Г. Лейбниц, Р. Декарт Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк

Таким образом, эмпиризм определял в качестве основы всех человеческих знаний ощущения, процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней - от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему, а рационализм отдавал приоритет мышлению

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник английского эмпиризма. Родился в семье лорда, в 12 лет поступил в Кембриджский университет, обучался философии и юриспруденции.

Основная цель Бэкона - определить как наука может стать полезной человеку. Бэкону принадлежит идея науки о человеке и попытка выделить ее составляющие. Он утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

Концепция души.

Выделяются два типа души и свойственные им способности.

1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей.

2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения.

Теория познания. Чувства выделяются как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира.

Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения (идолы или ловушки разума), обманывающие человека. Выделяется 4 типа ограничений-идолов:

1) идолы рода, которые заложены в самой природе человека и
проистекающие из-за легковерности ума;

2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения отдельного человека,
зависящие от опыта, воспитания, привычек;

3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу взаимной связанности людей, результат использования языка;

4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных догматов философии.

Значение психологических идей Бэкона

1. Завершил этап развития психологии, где предметом изучения
являлась душа, и дал начало развитию нового этапа, где главным предметом
изучения становится сознание.

2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета:
опыт, эксперимент.

3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой является
психология: философия рассматривает человека как такового, гражданская
философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, заложил
принцип междисциплинарности наук.

4. Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела, разделение их предметов и задач, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными

задачами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: