Основные тенденции в развитии философии и психологии нового времени
В 17 в. начали интенсивно развиваться науки: физика (И.Ньютон), астрономия (И. Кеплер), биология (Уильям Гарвей - описал большой и малый круги кровообращения), химия (Роберт Бойль). В некоторых периодизациях истории этот период получил название «научной революции».
Психология искала собственный предмет исследования, конкретное определение области своей деятельности. Происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании. Исследование содержания и функций сознания подвело ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека.
В философии и теории познания наметились два течения эмпиризм и рационализм. Два направления различаются в подходах к решению основных проблем познания.
Проблема | Рационализм | Эмпиризм |
Происхождение знания | Знание врожденно | Знание - результат опыта |
Соотношение чувственного опыта и логического мышления | Приоритет логического | Приоритетность чувственного опыта |
Познаваемость мира | Мир непознаваем | Мир познаваем |
Взаимоотношения психического и телесного | Психическое и телесное - это отдельные субстанции, несводимые друг к другу | Идея дуализма души и тела (психофизиологический параллелизм) |
Метод | Дедукция (О-Ч) | Индукция (Ч-О) |
Представители | Г. Лейбниц, Р. Декарт | Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк |
Таким образом, эмпиризм определял в качестве основы всех человеческих знаний ощущения, процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней - от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему, а рационализм отдавал приоритет мышлению
|
|
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник английского эмпиризма. Родился в семье лорда, в 12 лет поступил в Кембриджский университет, обучался философии и юриспруденции.
Основная цель Бэкона - определить как наука может стать полезной человеку. Бэкону принадлежит идея науки о человеке и попытка выделить ее составляющие. Он утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, и перейти к эмпирическому описанию ее процессов.
Концепция души.
Выделяются два типа души и свойственные им способности.
1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей.
2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремлением к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств и возможностью совершать произвольные движения.
|
|
Теория познания. Чувства выделяются как первичный элемент познания, однако они не дают всей полноты и объективности картины мира.
Эмпирическое познание имеет ограничения, заблуждения (идолы или ловушки разума), обманывающие человека. Выделяется 4 типа ограничений-идолов:
1) идолы рода, которые заложены в самой природе человека и
проистекающие из-за легковерности ума;
2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения отдельного человека,
зависящие от опыта, воспитания, привычек;
3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу взаимной связанности людей, результат использования языка;
4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных догматов философии.
Значение психологических идей Бэкона
1. Завершил этап развития психологии, где предметом изучения
являлась душа, и дал начало развитию нового этапа, где главным предметом
изучения становится сознание.
2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета:
опыт, эксперимент.
3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой является
психология: философия рассматривает человека как такового, гражданская
философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, заложил
принцип междисциплинарности наук.
4. Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела, разделение их предметов и задач, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными
задачами.