Оформление эмпирической психологии в 17-18 вв

Р. Декарт и развитие психологии в рамках учения о сознании

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ и математик, один из наиболее ярких представителей рационализма. Родился в знатной семье, получил хорошее образование, изучал как гуманитарные науки (латынь, риторика), так и математические (математика, физика, логика, метафизика), а также медицину и право. Умер простудившись во время уроков философии, которые давал шведской королеве Христине.

Декарт первым осуществил важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями, сосуществование которых основано на принципе психофизического взаимодействия (тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться). Такая позиция получила название -дуализм. Рассмотрим понятия тела и души в теории Декарта.

Тело - объект, которым можно манипулировать {сравнить современные манипуляции с телом, пластика, протезирование и т.д.). Способностью тела является движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. механическая передача внешнего воздействия в мышечный ответ. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.

Душа по Декарту - это внутренний мир, духовное бытие, доступное для самонаблюдения, мир сознания и самосознания. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей.

Предметом изучения психологии становится сознание. Методом познания является систематическое сомнение: следует сомневаться во всем, независимо от того, представляется ли оно естественным или сверхъестественным. Этот метод стоит использовать только в том случае, если необходимо получить научную истину.

Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии, ее родоначальник Ф. Бэкон, продолжатель - Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформляется у Локка.

Томас Гоббс (1588-1679) - философ, окончил Оксфордиский университет, принимал участие в политической жизни.

Согласно Гоббсу, философия - это наука о телах: о природных, естественных, физических и теле человека, искусственных телах (государство). Его работы: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан».

Человек - это тело в ряду бесчисленного множества природных тел, все, что относилось к области духовных ценностей из философии Гоббса исключалось.

Он полагал, что мир сосотоит не из двух субстанций (Декарт), а из одной телесной. Основным свойством тела является движение. Психика -это тень материальных процессов, все психические свойства человека (псих. процессы) результат или следствие движений.

По Гоббсу, началом всех представлений является ощущение, а механизм мышления описывался автором через арифметические операции (сложение, вычитание).

Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. Он доказывает, что люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом. Различия между людьми складываются прижизненно (житейская практика, обучение), и если бы для всех людей были созданы одинаковые условия, они приобрели бы одинаковый ум; но есть компонент в уме, по которому люди отличаются - это активность и инициативность.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) - известный философ Нового времени, умер в нищете от туберкулеза. Он формулирует представления о существовании единой субстанции, которая происходит сама из себя и творит сама себя, является вечной, существует объективно и не зависит от творца.

Существует четыре способа познания: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины.

1) познания первого рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов. Эти познания являются смутными и искаженными, а также дают лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632-1704) - выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель.

В 1690 г. вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме». Еще при жизни автора книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии.

Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой ноской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: