Френсис Бэкон (1561-1626 гг.)

Аристотель (384-324 гг. д.н.э.)

Платон (427-347 гг. д. н. э.)

Следующей важной фигурой античной философии, внесшей вклад в развитие психологии, является Платон[2] (427-347 гг. д.н.э.). Согласно воззрениям Платона, мир состоит из 3-х видов бытия: собственно бытия, небытия и чувственной стороны мира. Истинное бытие − это мир идей, которые полностью независимы, не видимы и являются самостоятельными сущностями. Небытие − это мир материальный, созданный из 4-х стихий. Наконец, мир чувственный − это результат проникновения бытия в небытие.

Платон постулирует, что душа полностью независима от тела, она полностью самостоятельна и существует до рождения и после смерти. Душа обитает в мире «бытие» и обладает всеми знаниями. Чтобы познать что-либо, человек должен это припомнить, ибо его душа обладает абсолютно всеми знаниями. Таким образом, мышление есть припоминание души.

Аристотель, в противоположность своему учителю Платону, считал, что душа неотделима от тела. Можно сказать, что Аристотель выступает функционалистом: «Если бы глаз был живым, то его душой было бы зрения», − говорит Аристотель. Душа, утверждает великий античный философ, − это способ организации всего живого, а ее вместилище − это сердце[3].

Согласно воззрениям Аристотеля, исходными формами познания являются ощущение и восприятие, на их основе строится мышление. Ощущение и восприятие интегрируются в специальном органе − общем чувствилище.

Аристотель первый перекидывает мостик между ощущениями и мышлением, постулируя, что основным механизмом взаимодействия ощущений является ассоциация. Отметим, что в общем чувствилище возникает не только мышление, но и память и воображение.

Аристотель выделяет 3 вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Эта идея в последствие была положена в основу такого направления психологии, как ассоцианизм.

Важным моментом концепции Аристотеля является его представление, что человек не способен справиться со своими аффектами. Искусство помогает в этом человеку, обладая таким эффектом, как катарсис (очищение от аффекта).

Следующим этапом развития психологии является этап эмпирики. Основоположником эмпиризма и материализма является Френсис Бэкон. Согласно Ф. Бэкону, источником всех знаний является чувственный опыт.

Ф. Бэкон, как и его предшественники, полагал, что человек обладает душой, которая проявляет себя в ощущениях и восприятии. Модальность же ощущения определяется природой физического раздражителя.

Важным вкладом Ф. Бэкона является выделение четырех видов заблуждений, характерных для всех людей и затрудняющих познание:

1) Призраки рода − это заблуждения, возникающие вследствие искажения человеком природы вещей (неточность восприятия).

2) Призраки пещеры связаны с индивидуальными особенностями человека, которые также искажают восприятие.

3) Призраки рынка − это неправильное использование языка, различия в толковании слов.

4) Наконец, призраки театра − это заблуждения, возникающие вследствие не критичности человека, поклонению авторитетам, подверженности предрассудкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: