Начало промышленного переворота

Новые черты в экономике России в первой половине XIX в.

С 30-х гг. XIX в. в России начался промышленный переворот (переход от ручного труда к машинному производству, связанный с изобретением парового двигателя). Резко возросла закупка машин за границей. Там, где ручной труд заменяла машина, мануфактура преобразовывалась в фабрику. За 1840—1850 гг. на покупку машин за границей было затрачено 16 млн., в следующем десятилетии — 85 млн. рублей. Машинная техника меняла состав рабочих — крепостным промышленники предпочитали наемных. К 1860 г. наемный труд составил более 80%, производительность труда выросла в три раза. Объем промышленного производства удвоился. Техническое обновление происходило, главным образом, в отраслях легкой промышленности: бумажной, ткацкой и хлопчатобумажной. Появились отечественные предприятия по выпуску паровых машин для пароходов. В 1849 г. был основан Сормовский судостроительный завод. Более 300 пароходов ходили по речным и морским путям. B 1837 г. была построена первая железная дорога (Царскосельская), соединившая Петербург с Павловском. С 1843 по 1851 гг. строилась Николаевская железная дорога (от Москвы до Петербурга).

В центрально-промышленном районе городское население увеличилось почти вдвое. Наиболее оживленно хозяйственная жизнь протекала на Кубани, Ставрополье и в Поволжье.

Вместе с тем по темпам экономического развития Россия значительно отставала от передовых стран Европы. Так, например, за те же десятилетия объем английской промышленности увеличился в 30 раз. Европа во много раз опередила Россию по протяженности железных и шоссейных дорог. В 1868 г. в Лондоне уже была построена первая линия метрополитена. Российское сельское хозяйство пребывало в состоянии застоя. Урожаи редко превышали сам - три, сам - четыре (то есть с одного посеянного зерна собирали не более 3—4).

Росту экономики мешал крепостной строй. Наемные рабочие фабрик были в своем большинстве крепостными и искали в городах сезонной работы для выплаты помещику денежного оброка. Богатые крестьяне не могли без разрешения барина выгодно использовать свои капиталы или были вынуждены платить огромные суммы для выкупа на волю. Помещики, использовавшие даровой труд крепостных, не имели стимула к модернизации своих хозяйств. Рационализаторство дворян было исключительным явлением на общем фоне упадка и разорения. Малопродуктивен был труд крепостных на поле барина. Увеличивая барщину, помещики не получали больших доходов из-за незаинтересованности крестьян в конечном продукте производства. Росли недоимки, имения закладывались. Случались частые неурожаи и голод. Россия подошла к историческому рубежу, когда для ее развития возникла необходимость отмены крепостного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: