Реформы 60-70-х гг. в области образования, суда, местного самоуправления, цензуры и армии

Одновременно с подготовкой отмены крепостного права разрабатыва­лись проекты реформ в других областях.

В 1863 г. Александр II подписал новый Университетский устав. Высшей школе возвращались права автономии, которых она лишилась за годы николаевского царствования. Восстанавливался порядок избрания ректора, деканов факультетов, профессоров. Образовался Совет университета, высший орган управления. Администрация в лице министра просвещения и попечителя учебного округа не могла вмешиваться в учебную деятельность. В университет принимались юноши, достигшие 18 лет и успешно сдавшие вступительные экзамены. Сословная принадлежность теряла значение. Однако сохранялся и даже усиливался контроль за студентами, прежней оставалась и плата за обучение. Принцип всесословности был проведен в «Уставе гимназий и прогимназий» (1864). Устанавливалось два типа гимназий - классическая, с углубленным изучением древних языков и гуманитарных предметов, и реальная, без древних языков, но с естествознанием в большом объеме. В 1864 г. появилось положение о народной начальной школе, уч­реждаемой на средства казны. На частные пожертвования открывались женские гимназии, а позднее - университеты.

Судебная реформа 1864 г. создавала принципиально новый суд. Судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. Для уголовных дел принят суд с участием присяжных заседателей. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации. Суд являлся общим для всех сословий.

В 1864 г. было издано «Положение о земских учреждениях», в 1870 г. — «Городовое положение». Гласные (депутаты земских собраний в губерниях и уездах) избирались тремя категориями (куриями) жителей — землевладельцами, городскими собственниками и сельскими обществами крестьян. Избирательная система была цензовой (возраст, имущественное положение, оседлость). Земские органы (собрания и управы) и городские (собрания и думы) осуществляли хозяйственную деятельность на своей территории. Они были ответственны за сбор государственных податей, налогов и сборов, за учреждения здравоохранения и народного образования. Губернатор контролировал земскую деятельность и мог приостановить решение собрания, если оно противоречило российским законам. Позднее зависимость земства от губернской администрации усилилась.

Более ограниченной была цензурная реформа. Помимо прежнего цензурного контроля, новый закон (6 апреля 1865 г.) устанавливал право министра внутренних дел выносить предостережения, приостанавливать издания за «вредное направление». Некоторую «льготу» столичная печать все же получила: серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без цензуры. В случае обнаружения в них «вредного» направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. На практике были случаи вынесения судами оправдательных приговоров. Деятели печати воспринимали это положение как прогрессивное.

Военная реформа была проведена позднее других, в 1874 г. Вместо рек­рутчины вводилась всеобщая воинская повинность «без различия состоянии» и сословии. Служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (6—7 лет) и в запасе (3—9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давало льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока.

Проведенные сверху, реформы 60—70 гг. XIX в. существенно обновляли условия жизни общества введением нового суда, всесословной школы, земского и городского самоуправления, всеобщей воинской повинности. Реформы создавали условия для развития общественной самодеятельности на принципах сословного равенства, гласности и законности. В этом заключалась их прогрессивная историческая роль. Но самодержавие не желало каких-либо перемен в системе власти, не отказывалось от репрессивно-полицейского характера своей политики, что являлось ис­точником последующего углубления конфликтов в стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: