Основные теоретические положения. Методические указания

Задание №10.

Методические указания.

Общее представление о В.А. Сухомлинском и его вкладе в разработку теории воспитания возможно получить из учебного пособия Д.И. Латышиной (с. 547-560).

Конкретизировать взгляды Сухомлинского на проблему гражданского и патриотического воспитания поможет обращение к выдержкам из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека» (см. Дидактические материалы, CD).

Познакомиться с сущностью современных авторских школ.

Исторически потребность в обновлении школы обусловливалась развитием индустриального общества, влиянием научно-технического прогресса, необходимостью освоения культурных ценностей. В связи с этим наряду с традиционными образовательными учреждениями возникали авторские школы, которые даже в обстановке реакции становились очагами гуманизма в деле воспитания и обучения подрастающих поколений. Достаточно назвать Академии Платона и Алкуина, Ликей Аристотеля, «Дом радости» Витторино да Фельтре, «Учреждение для бедных» И.Г. Песталоцци, Яснополянскую школу Л.Н. Толстого, гимназию К.И. Мая и др.

В период новейшей истории авторские школы из «единичных новообразований» приобрели характер значимого фактора, который в течение всего ХХ столетия определяет особенности педагогического процесса. При этом они выполняют ряд функций:

- пропаганда гуманистических ценностей и приоритета личностно-ориентированной педагогики;

- сотрудничество и партнёрство всех субъектов учебно-воспитательного процесса;

- порождение новых технологий;

- создание условий для творческого поиска и профессионального роста, формирования «школы будущего».

В современных педагогических исследованиях (Т.В. Цырлина) выделены следующие основные этапы в развитии авторских школ:

1 период - с начала ХХ в. до середины 30-х гг.;

2 период - от середины 30-х до второй половины 50-х гг.;

3 период - от конца 50-х до середины 80-х гг.;

4 период - от второй половины 80-х до настоящего времени.

При этом под авторской школой понимается «школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе чётко сформулированной авторской концепции, субъектами реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты» (см. Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа ХХ века... – с. 16).

Деятельность авторских школ содействует развитию инновационных процессов в образовании, которые приобрели массовый характер в России, особенно в последние десятилетия ХХ века, а готовность и способность к ним стали важными показателями педагогического профессионализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: