Основные теоретические положения. L Задания для самоконтроля

Задание №3.

L Задания для самоконтроля.

I. Назовите авторов следующих педагогических высказываний.

1. «Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня».

2. «В воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное».

3. «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».

4. «Прекрасное постигается путём изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».

5. «Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей».

6. «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».

7. «Я знаю, что я ничего не знаю».

8. «Для начала всякой науки нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени».

9. «Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие».

10. «Настоящим очагом красноречия служит душа».

11. «Я не родился со знаниями».

12. «Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи».

13. «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть Учителем».

14. «Многие многознайки не имеют ума».

15. «Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодёжи, т.к. в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и сам государственный строй терпит оттого ущерб».

16. «Полезно иметь кого-нибудь для того, чтобы сперва ему подражать, а потом его превзойти».

17. «Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость».

18. «В душе же никакая насильственная наука не остаётся прочно».

19. «Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека».

20. «Я познаю всё с помощью одной истины».

II. Ответьте на вопросы.

1. Кто из мыслителей имел склонность замечать и удивляться всему существенно необычному?

2. Кто был учеником Сократа?

3. В каких сочинениях Аристотель довольно подробно рассматривает вопросы воспитания?

4. Педагогические воззрения каких мыслителей античности оказали очень сильное влияние на последующее развитие педагогики?

5. После смерти какого мыслителя в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ?

6. Как называется иначе сократический метод?

7. Что Сократ ответил на вопрос о том, кого можно считать счастливым?

8. Кому принадлежит одна из первых попыток дать возрастную периодизацию развития человека от рождения до 21 года, когда он становится полноправным членом общества?

9. Кто из философов в жизни неизменно воздерживался от четырёх вещей: он не вдавался в пустые размышления; не был категоричен в своих суждениях; не проявлял упрямства; не думал о себе лично?

10. Кому из мыслителей принадлежит высокая оценка роли труда в воспитании и обучении?

Познакомиться с типами школ, характерными для эпохи Средневековья и Возрождения на примере различных стран.

Средние века – исторический период в развитии Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций, в котором принято выделять раннее Средневековье (V-X вв.), развитое Средневековье (XI-XIV вв.) и позднее Средневековье (XV-XVI вв.). Основными источниками средневековой культуры явились: во-первых, наследие античной цивилизации, т.е. наследие Западной Римской империи, в бывших провинциях которой началось преобразование античной культуры римского типа в средневековую; во-вторых, христианство, внедрившееся с Востока и ставшее великой духовной силой, объединившей население римских провинций и варваров, которые основали в этих провинциях свои королевства.

В эпоху Средневековья сложилась особая политическая система феодализма, имевшая свои юридические нормы, классы и сословия; установилось господство церкви как социальной структуры, религии как идеологии культуры и морали средневекового общества. В связи с этим на протяжении всех Средних веков наблюдается параллельное развитие и борьба двух тенденций в воспитании и образовании: духовной и светской. Всё это нашло отражение в педагогической мысли и практике.

Средневековое духовное образование было представлено системой церковных школ: приходские, монастырские (внешние и внутренние), соборные. Сосредоточием церковной культуры были именно монастыри, имевшие обширные библиотеки. На начальном уровне учащиеся осваивали чтение, письмо, церковное пение. Базовый уровень образования был представлен «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика, диалектика – «тривиум»; арифметика, геометрия, астрономия, музыка – «квадриум». Обучение в церковных школах осуществлялось на латинском языке, было индивидуальным, допускало суровые наказания розгой, палкой.

К расцвету Средневековья появился новый вид средневековой учёности – схоластика, цель которой заключалась в том, чтобы представить вероучение в форме научного знания. В период Реформации школьное дело подвергается прогрессивным изменениям на основе идей доступности и равенства в праве на образование, обучения на родном языке, что нашло отражение в практике братских общинных школ.

Светское воспитание и образование дифференцировалось сообразно социально-классовой структуре средневекового общества. Для сыновей светских феодалов существовала «рыцарская школа» воспитания (с 7 до 21 года). Содержание её составляли семь «рыцарских добродетелей»: охота, верховая езда, плавание, фехтование, стрельба из лука, игра в шашки, стихосложение и песнопение в честь «прекрасной дамы». Дети непривилегированных сословий получали семейное (домашнее) воспитание.

Однако к XI в. в связи с усилением роли городской культуры, ростом ремесленно-купеческих слоёв общества появляется потребность в светских городских школах. Они рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ. Следует обратить внимание на то, что обучение в них проходило на родном языке, имело практико-ориентированный характер и не исключало приобщения к религиозной нравственности.

Городские школы дифференцировались на школы счёта, дававшие элементарное образование, латинские (например, коллегии во Франции), дававшие повышенное образование. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоёв населения. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Название одной из древнейших парижских коллегий – Сорбонны – перешло со временем на весь Парижский университет. В Англии и Франции коллегии положили начало особым учебным заведениям – колледжам (Англия) и коллежам (Франция).

Также в XII – нач. XIII вв. появились высшие школы – университеты, наиболее известными из которых были: Болонский, Пармский и Моденский (Италия), Парижский (Франция), Оксфордский и Кембриджский (Англия), Саламанкский (Испания) и др. (см. Приложение «Старейшие университеты на карте Европы XII-XV вв.»).

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) школьная система развивается на основе идей гуманизма, натурфилософии, преемственности с античной культурой. Наиболее ярким примером такой гуманистической авторской школы может служить «Школа радости» итальянского педагога Витторино да Фельтре (1378-1446).

В целом, средневековые школы и особенно школы эпохи Возрождения содействовали процессу создания в Европе определённых образовательных систем сообразно потребностям общества и человека, состоянию культуры, научного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: