Задание №3.
L Задания для самоконтроля.
I. Назовите авторов следующих педагогических высказываний.
1. «Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня».
2. «В воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное».
3. «Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».
4. «Прекрасное постигается путём изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».
5. «Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей».
6. «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».
7. «Я знаю, что я ничего не знаю».
8. «Для начала всякой науки нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени».
9. «Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным, чтобы воспитанием скрасить безобразие».
|
|
10. «Настоящим очагом красноречия служит душа».
11. «Я не родился со знаниями».
12. «Хорошее начало не мелочь, хотя и начинается с мелочи».
13. «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть Учителем».
14. «Многие многознайки не имеют ума».
15. «Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодёжи, т.к. в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и сам государственный строй терпит оттого ущерб».
16. «Полезно иметь кого-нибудь для того, чтобы сперва ему подражать, а потом его превзойти».
17. «Не золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость».
18. «В душе же никакая насильственная наука не остаётся прочно».
19. «Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека».
20. «Я познаю всё с помощью одной истины».
II. Ответьте на вопросы.
1. Кто из мыслителей имел склонность замечать и удивляться всему существенно необычному?
2. Кто был учеником Сократа?
3. В каких сочинениях Аристотель довольно подробно рассматривает вопросы воспитания?
4. Педагогические воззрения каких мыслителей античности оказали очень сильное влияние на последующее развитие педагогики?
5. После смерти какого мыслителя в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ?
6. Как называется иначе сократический метод?
7. Что Сократ ответил на вопрос о том, кого можно считать счастливым?
8. Кому принадлежит одна из первых попыток дать возрастную периодизацию развития человека от рождения до 21 года, когда он становится полноправным членом общества?
|
|
9. Кто из философов в жизни неизменно воздерживался от четырёх вещей: он не вдавался в пустые размышления; не был категоричен в своих суждениях; не проявлял упрямства; не думал о себе лично?
10. Кому из мыслителей принадлежит высокая оценка роли труда в воспитании и обучении?
Познакомиться с типами школ, характерными для эпохи Средневековья и Возрождения на примере различных стран.
Средние века – исторический период в развитии Западной Европы от падения Римской империи до первых буржуазных революций, в котором принято выделять раннее Средневековье (V-X вв.), развитое Средневековье (XI-XIV вв.) и позднее Средневековье (XV-XVI вв.). Основными источниками средневековой культуры явились: во-первых, наследие античной цивилизации, т.е. наследие Западной Римской империи, в бывших провинциях которой началось преобразование античной культуры римского типа в средневековую; во-вторых, христианство, внедрившееся с Востока и ставшее великой духовной силой, объединившей население римских провинций и варваров, которые основали в этих провинциях свои королевства.
В эпоху Средневековья сложилась особая политическая система феодализма, имевшая свои юридические нормы, классы и сословия; установилось господство церкви как социальной структуры, религии как идеологии культуры и морали средневекового общества. В связи с этим на протяжении всех Средних веков наблюдается параллельное развитие и борьба двух тенденций в воспитании и образовании: духовной и светской. Всё это нашло отражение в педагогической мысли и практике.
Средневековое духовное образование было представлено системой церковных школ: приходские, монастырские (внешние и внутренние), соборные. Сосредоточием церковной культуры были именно монастыри, имевшие обширные библиотеки. На начальном уровне учащиеся осваивали чтение, письмо, церковное пение. Базовый уровень образования был представлен «семью свободными искусствами»: грамматика, риторика, диалектика – «тривиум»; арифметика, геометрия, астрономия, музыка – «квадриум». Обучение в церковных школах осуществлялось на латинском языке, было индивидуальным, допускало суровые наказания розгой, палкой.
К расцвету Средневековья появился новый вид средневековой учёности – схоластика, цель которой заключалась в том, чтобы представить вероучение в форме научного знания. В период Реформации школьное дело подвергается прогрессивным изменениям на основе идей доступности и равенства в праве на образование, обучения на родном языке, что нашло отражение в практике братских общинных школ.
Светское воспитание и образование дифференцировалось сообразно социально-классовой структуре средневекового общества. Для сыновей светских феодалов существовала «рыцарская школа» воспитания (с 7 до 21 года). Содержание её составляли семь «рыцарских добродетелей»: охота, верховая езда, плавание, фехтование, стрельба из лука, игра в шашки, стихосложение и песнопение в честь «прекрасной дамы». Дети непривилегированных сословий получали семейное (домашнее) воспитание.
Однако к XI в. в связи с усилением роли городской культуры, ростом ремесленно-купеческих слоёв общества появляется потребность в светских городских школах. Они рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ. Следует обратить внимание на то, что обучение в них проходило на родном языке, имело практико-ориентированный характер и не исключало приобщения к религиозной нравственности.
Городские школы дифференцировались на школы счёта, дававшие элементарное образование, латинские (например, коллегии во Франции), дававшие повышенное образование. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоёв населения. В дальнейшем они становятся заведениями для учебных занятий при университетах. Название одной из древнейших парижских коллегий – Сорбонны – перешло со временем на весь Парижский университет. В Англии и Франции коллегии положили начало особым учебным заведениям – колледжам (Англия) и коллежам (Франция).
|
|
Также в XII – нач. XIII вв. появились высшие школы – университеты, наиболее известными из которых были: Болонский, Пармский и Моденский (Италия), Парижский (Франция), Оксфордский и Кембриджский (Англия), Саламанкский (Испания) и др. (см. Приложение «Старейшие университеты на карте Европы XII-XV вв.»).
В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) школьная система развивается на основе идей гуманизма, натурфилософии, преемственности с античной культурой. Наиболее ярким примером такой гуманистической авторской школы может служить «Школа радости» итальянского педагога Витторино да Фельтре (1378-1446).
В целом, средневековые школы и особенно школы эпохи Возрождения содействовали процессу создания в Европе определённых образовательных систем сообразно потребностям общества и человека, состоянию культуры, научного знания.