1. Систематизируйте знания о вкладе западноевропейских мыслителей в разработку теоретических основ педагогики.
! Заполните таблицу.
Таблица 5.
“Ведущие педагогические идеи и концепции Западной Европы XVII-XIX вв.”.
педагог, годы жизни, страна | сущность педагогической концепции (теории) | основные концептуальные идеи | примеры цитат из первоисточников |
При заполнении таблицы следует обратиться к материалам лекций, рекомендованных учебных пособий, а также выдержкам из педагогических работ Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А.В. Дистервега, помещённым в соответствующем разделе Дидактических материалов (CD).
Важно обратить внимание на соотнесение понятий «педагогическая концепция (теория)», «педагогические идеи».
Педагогическая концепция (теория) – построенная на определённой теоретико-методологической основе и обобщении современного передового опыта воспитания и обучения, в том числе и собственного, экспериментально проверенного, система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и методах осуществления.
|
|
В связи с этим рекомендуется рассмотреть педагогическую концепцию всеобщего воспитания и образования (Я.А. Коменский), концепцию воспитания нового человека-джентльмена (Дж. Локк), концепцию естественного (свободного) воспитания (Ж.-Ж. Руссо), концепцию социальной педагогики (И.Г. Песталоцци), теорию развивающего и воспитывающего обучения (И.Ф. Гербарт), концепцию народной школы (Ф.А.В. Дистервег).
Педагогические идеи – это основные положения, детерминированные воззрениями автора, формы постижения в мысли явлений объективной реальности обучения и воспитания, включающие в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования педагогической действительности.
Каждым педагогом были выдвинуты определённые педагогические идеи, которые легли в основу их педагогических концепций. Например, наибольшее значение и влияние на развитие педагогической теории и практики оказали идеи философского сенсуализма в познании, природосообразного воспитания, естественного равенства людей, развивающего элементарного обучения и нравственного воспитания личности, воспитывающего обучения, многостороннего интереса в обучении, связи обучения с производительным трудом и др.
2. Изучите взгляды западноевропейских педагогов на проблему учителя, используя выдержки из работ Я.А. Коменского «Великая дидактика», Дж. Локка «Мысли о воспитании», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», И.Г. Песталоцци «Лингард и Гертруда», Ф.А.В. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» (см. Дидактические материалы, CD).
! Выпишите цитаты об учителе и сделайте общий вывод о качествах личности, которыми должен обладать учитель.