Тематика лекций

Интерес к истории необычайно возрастает в переломные эпохи, подобные той, которую мир переживает в наши дни. Для нашей страны осмысление собственного исторического опыта и опыта других народов имеет совершенно особое значение. Это связано с поиском современной Россией своего места в международном сообществе, с оценкой проводимых реформ, с избавлением от стереотипов во многом сформированных формационным подходом к истории.

Е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму;

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война;

социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война;

попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития;

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений;

Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г;

становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Целью изучения курса «Отечественная история» в высшей школе является:

· Формирование цельного представления об историческом пути страны, преодоление дискретности исторического сознания;

· Выявление альтернатив общественного развития на разных этапах отечественной истории и проблем исторического выбора;

· Осмысление и уточнение исторических фактов.

Задачи курса: в результате изучения курса истории студент должен понять место России в мировом историческом процессе, уяснить специфику отечественной истории и в то же время осознать, что история России – неотъемлемая часть Всемирной истории. Студенту необходимо знать основные этапы нашей истории, начиная с древнейших времен до начала XXI в. Студент обязан научиться самостоятельно, работать с литературой, выполнять контрольные работы, анализировать факты и делать самостоятельные выводы, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся отношения к историческому прошлому.

Каждый раздел курса следует изучать, руководствуясь положениями раздела «Тематика лекций», содержание которого в совокупности представляет собой краткое изложение программы предмета «Отечественная история». При этом необходимо выделять наиболее существенные и характерные даты, имена, события, процессы и явления. Более эффективному усвоению учебного материала обычно способствует практика конспектирования, вычленения исторических дат, тематическая подборка и сведение фактов, работа с историческими картами, иллюстративным материалом, компьютерными дисками. Глубокое проникновение в суть исторических событий требует не механического запоминания, а осмысления материала, сравнения точек зрения разных авторов и их аргументации, оценки современных достижений исторической науки.

Отбор литературы – самая важная составляющая при изучении истории. Большинство студентов хотя бы в общих чертах представляет себе масштабы перемен в российской исторической науке, происшедших в последние 10-15 лет. Вместо «единственно правильного взгляда» на историю сосуществуют разные точки зрения, разные исторические подходы. Для науки это нормальное состояние. Вместе с тем следует избегать изданий, авторы которых стремятся поразить читателя сенсационностью, склоны к эпатажу и показной эрудиции. Такие работы как правило написаны не историками-профессионалами, не содержат ссылок на исторические источники, не рецензированы специалистами и не имеют грифа Министерства Образования Российской Федерации.

Из огромного количества пособий по истории студенту целесообразно опираться на следующие их виды. В первую очередь это русская историческая классика, работы российских историков-эмигрантов, труды современных российских историков и произведения зарубежных историков. Любое историческое пособие имеет свои достоинства и недостатки. Однако невозможно выработать своего взгляда на историю, если пользоваться только одним пособием, или изучать работы историков только одного направления.

1. Древнерусская цивилизация.

(Географический, природно-климатический, геополитический, факторы становления цивилизации в землях восточных славян; крещение Руси; образование государства; организация власти и правовая система в Киевском государстве и Древнем Новгороде; культура Древней Руси; причины политического упадка).

2. Русские земли в середине XIII-XV в.

(Причины и последствия колонизации славянами Восточно-европейской равнины; немецко-шведская угроза; русские земли в составе Золотой Орды; влияние монголов на Русь; борьба за Великое княжение; этногенез великороссов; православная церковь при татарах; усиление Москвы; «Великая замятня» при Восилии П; распад Золотой Орды и возрождение Руси)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: