Конституция 1793 года

Разработка нового конституционного закона была начата еще до юридиче­ского провозглашения республики. Конституционная комиссия Кон­вента (образована 11 октября 1792 г.) представила подготовленный ею проект к 15 ноября. В основном проект был составлен одним из видных политических деятелей жирондистов, литератором и истори­ком Ж. Кондорсе. Проект был в значительной степени ориентиро­ван на политическую доктрину Руссо с ее идеями народного сувере­нитета и государственного принуждения. Большое место было уде­лено исполнительной власти, которая должна была стать доминиру­ющей государственной силой. По этой причине, а также потому, что в проекте не была формально гарантирована неприкосновенность собственности (что также вытекало из руссоистских идей), проект Кондорсе был отставлен. Новый проект был подготовлен к началу июня 1793 г. (его единственным автором стал Геро де Сенийль) и быстро утвержден Конвентом уже в изменившейся политической обстановке изгнания жирондистов из правительства и Конвента и возобладания леворадикального крыла якобинцев.

Конституция 24 июня 1793 г. была принципиально новым политико-правовым документом и по своим общим принципам, и по избранному направлению в организации государственной власти. Она отразила временное возобладание крайне радикалистских идей, для которых не было реальной основы в укладе еще не ото­шедшего от духа «старого режима» французского общества, и пото­му оказалась нежизнеспособной. Эта нежизнеспособность, с другой стороны, привела к тому, что рядом с формальной конституцией сложилась другая, фактическая — на существенно различав­шихся принципах.

Конституция была вынесена на всенародный референдум, завер­шенный к 10 августа, и получила одобрение большинства голосовав­ших (1,8 млн.: 17 тыс. «против»).

Конституция 1793 г. состояла из двух частей: обновленной «Де­кларации прав человека и гражданина» (в 35 ст.) и собственно кон­ституции (122 ст.). Декларация в главном развивала положения Де­кларации 1789 года: государство установлено для реализации чело­веком его естественных и неотъемлемых прав, каковыми являются равенство, свобода, безопасность, собствен­ность, и действует на основе общественно полезной законности (ст. ст. 1-4, 9). Но в конкретном закреплении гражданских прав и принципов правопорядка Декларация пошла далее в духе доктрины социализации права и его большего радикализма. Провоз­глашалась свобода труда и занятий (ст. 17). Общество должно было гарантировать гражданину социальное обеспечение (в случае неспо­собности к труду) и образование (ст. ст. 21-22). Более категорично, чем в Конституции 1791 г., декларировались право петиций (ст. 32), а также право на свободные собрания, свободу мнений, вероис­поведания, печати (ст. 7).

В политико-правовом отношении Декларация засвидетельствова­ла важные перемены революционной доктрины. Почти абсолю­тизированным был принцип народного суверенитета: он неде­лим и неотчуждаем, не может быть никем присвоен (ст. ст. 25-27). Вследствие этого было провозглашено право народа на «пересмотр, преобразования и изменения конституции»: «Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколение будущее» (ст. 28). На­конец, суверенитет был представлен и как право (и обязанность!) народа на сопротивление угнетению и перемену правительства в случаях «угнетения хотя бы одного члена общества»; восстание про­возглашалось «священнейшим правом и неотложнейшей обязанно­стью» народа (ст. ст. 33-35).

Организация государственной власти также отличалась важны­ми новшествами. Начало народного суверенитета, понятое в избы­точно демократическом духе, предопределило полупрямое осуществление законодательной власти наро­дом (вместо представительного). Самостоятельным законодатель­ным органом было Национальное собрание, избиравшееся на 1 год прямым голосованием на основе установившегося практически все­общего избирательного права (один представитель от 40 тыс. населения с учетом оседлости в 6 месяцев). Однако в издании наиболее важных законов (гражданских и уголовных, налоговых, управления имуществами, касавшихся войны, административного деления и т. п.) Собрание было связано необходимостью одобрения их собрания­ми выборщиков по департаментам и первичными собраниями насе­ления. В таком же порядке могло происходить и изменение консти­туции, причем даже по инициативе снизу.

Вместо основополагающего ранее принципа разделения властей Конституция ввела начало единства властей, практически слив воедино законодательную и исполнительную. Правительство было низведено до уровня Исполнительного совета (из 24 членов), выбиравшихся Собранием из сложно составленного списка кандида­тов от департаментов и первичных собраний выборщиков на 2 года с обновлением на 1/2 ежегодно. По сути, члены совета были лишены самостоятельного значения и были только агентами законодатель­ной власти. Совет мог действовать «только во исполнение законов и декретов законодательного корпуса». При этом декреты (второй вид законодательных актов) могли издаваться Собранием практиче­ски по неограниченному кругу нормативных и даже текущих вопро­сов (в т. ч. по вопросам обеспечения безопасности, расходования средств, заключения трактатов). Таким образом, влияние законода­тельной власти распространилось даже на текущее управление.

Полная выборность должна была характеризовать организацию местных институтов самоуправления и судебную систему. Провозг­лашалась также всеобщая воинская повинность.

Реальное развитие политических событий революции пошло, од­нако, по пути, отличному от провозглашенного идеала Конститу­ции. Напротив, система исполнительной власти подмяла под себя законодательную. Официальной декларацией Конвента введение Конституции в силу было отложено «до наступления мира».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: