double arrow

Местное управление. Финансовая система Франции XVII-XVIII вв

Финансы

Финансовая система Франции XVII-XVIII вв. основывалась преимущест­венно на прямых налогах с населения. Размеры налоговых сборов никогда не были определены сколь-нибудь точно, и сбор их порож­дал огромные злоупотребления. Периодически сбор налогов перево­дился на откупа, которые затем отменялись в связи с бурными протестами и недоимками, а затем так же регулярно возрождались.

Основным государственным налогом была историческая талья (вещная и личная). Платили его исключительно лица третьего со­словия, хотя и среди них были освобожденные от налога: служив­шие во флоте, студенты, гражданские чиновники и др. В разных ок­ругах определялся и собирался налог по-разному: в одних — основ­ным объектом обложения была земля, в других — собирали с «ды­ма» (особой условной единицы); в провинции считали 6 тыс. услов­ных «дымов».

Всеобщим налогом была капитация (с 1695 г.). Ее платили лица всех сословий, даже члены королевской фамилии. Считалось, что это специальный налог на содержание постоянной армии[15]. Капита­ция была одним из первых исторических видов подоходного налога. Для ее исчисления все плательщики разбивались на 22 класса в зависимости от своих доходов: от 1 ливра до 9 тыс. (в 22-м классе состоял один наследник престола). Всеобщими были также особые подоходные налоги: 10-я доля и 20-я доля (1710). Причем понятие «двадцатины» было условным. Так, в обстановке нарастаю­щего финансового кризиса в 1756 г. была введена т. н. вторая двадцатина, в 1760-м — третья (вместе превратившиеся в 1/7).

Помимо прямых налогов, существовали и косвенные, с продавае­мых товаров и продуктов питания. Наиболее отяготительным среди последних был налог на соль — габель (он был различен по провин­циям, и размеры его разнились до невероятности). Важную роль иг­рали таможенные доходы — с внутренних, главным образом, тамо­жен, от внешней торговли. Практически значение налогов имели и принудительные королевские займы — у духовенства, городов.

Общее налоговое бремя было колоссальным, достигая 55-60% до­ходов лиц третьего сословия, несколько меньше — для привилегиро­ванных. Раскладка налогов была огульной, зависела в основном от финансовой администрации на местах, главным образом — от ин­тендантов.

В период абсолютной монархии местное управление значительно усложни­лось и носило почти хаотический характер. Старые принципы сред­невекового управления (бальи, прево, лейтенанты) переплетались с новым административным делением и новой администрацией, права которой, однако, были сильно урезаны.

Ко второй половине XVIII в. Франция была поделена на 58 про­винций, которыми управляли губернаторы. Назначал их монарх. Кроме них, были 40 военных наместничеств со своими управителя­ми-комиссарами, парламентские, судебные и другие округа. Рядом с этим существовала система церковного управления (121 епископ­ский округ и 16 архиепископов). Параллельно была система финан­совых округов (всего 32) во главе с интендантами. При них были счетные палаты, палаты сборов, монетные палаты (по 10-15). Поли­цейское управление имело свое деление — на 32 департамента; кро­ме этого — особые таможенные и откупные округа.

Провинции управлялись напрямую министрами, но не все одина­ково. Треть подчинялась военному министру, треть — министру двора, треть — министру иностранных дел (!). Причем решение иногда мельчайших и чисто специальных местных вопросов (напри­мер, назначение профессоров в медицинскую школу Страсбурга) требовало личного министерского указа, иногда даже за печатью ко­роля. Из центра выдавались паспорта для свободного передвижения и для выезда за границу. Местная администрация, кроме того, была частично наделена правами юстиции, и это еще более осложняло реальное управление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: