Государственная политика в области школьного исторического образования.
Современная система школьного исторического образования в Российской Федерации.
Историческое образование в современном мире.
Государственная политика в области школьного исторического образования в Российской Федерации
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
«Как преподавать историю в современной школе: теория и методика»
№ газеты | Учебный материал |
№ 17/2006 | Лекция 1.Государственная политика в области школьного исторического образования в РФ. |
№ 18/2006 | Лекция 2. Теоретические и методологические основы исторического образования. |
№ 19/2006 | Лекция 3. Основные этапы и ведущие тенденции развития школьного исторического образования в России. Контрольная работа № 1 |
№ 20/2006 | Лекция 4. Научно-педагогические основы методики обучения истории. |
№ 21/2007 | Лекция 5. Приёмы работы с учебным текстом. |
№ 22/2007 | Лекция 6. Учебник истории как сложный социокультурный, научно-исторический и педагогический феномен. Контрольная работа № 2 |
№ 23/2007 | Лекция 7. Способы формирования хронологических знаний и умений. |
№ 24/2007 | Лекция 8. Картография и статистика в школьном курсе истории. Итоговая работа |
ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ
Реформирование и модернизация школьного исторического образования в РФ.
Российское историческое образование: его соответствие мировой практике.
4. Реформирование и модернизация школьного исторического образования в России: итоги преобразований.
Успешность деятельности учителя истории определяется многими взаимосвязанными факторами. При разработке этого курса авторы стремились помочь учителю осмыслить ключевые факторы и условия, которые определяют эффективность современной системы исторического образования. Полагаем, что данный курс поможет учителю расширить и углубить свою профессиональную компетентность, найти действенные способы, чтобы усовершенствовать своё профессиональное мастерство.
В настоящее время утвердилось понимание значимости системы образования как важнейшего фактора развития и совершенствования общества. В основе этого вывода – определяющее место человека, так называемого «человеческого капитала» в современной мировой экономике и в системе общественных отношений, включая и сферу образования.
Эксперты считают, что система российского образования в принципе способна конкурировать с системами образования индустриально развитых стран, базирующихся на демократических институтах и ценностях. Но вместе с тем российские граждане отдают себе отчёт в том, что необходимы существенные изменения в образовательной сфере, которые позволят ей выйти на уровень современных требований. Только эффективная система образования может стать гарантом сохранения достойного места России в мировом сообществе стран, обладающих высоким потенциалом в области культуры, науки и образования.
В конце ХХ — начале ХХI в. наиболее заметные изменения произошли в системе историко-обществоведческого образования большинства стран мира. Эти изменения затронули как теоретические основы, так и практику обучения. Можно назвать несколько комплексных факторов, которые обусловили трансформацию историко-обществоведческого образования в России:
— процессы глобализации и курс на интеграцию нашей страны в мировое образовательное пространство;
— радикальное преобразование всех сторон общественной жизни, что стимулировало поиск новой образовательной политики;
— новый этап развития исторической науки, которая является базовым основанием для системы школьного исторического образования;
— новый этап развития теории и методологии педагогической науки, которая также является базовым основанием для построения современной системы школьного исторического образования.
Вопросы для размышления:
1. Какие черты российской системы школьного исторического образования вы считаете сильными, конкурентноспособными и адекватными вызовам современного мира, а какие — нет?
2. Какое место в вашем ответе занимает соотношение между плюсами и минусами отечественной системы исторического образования школьников? Почему?