Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области архитектуры в качестве учебного пособия для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей
5-е издание, стереотипное
УДК 745.03(10О)(О75.8)
ББК 30.18г(0)я73-1+85.12(0)я73-1
К56
Рецензенты:
А.А. Гришин - доктор искусствоведения, зав. отделом ВНИИ технической эстетики, действительный член Международной академии наук о природе и обществе;
В.Ф. Рунге - кандидат искусствоведения, зав. кафедрой дизайна, профессор Московского энергетического института (Технический университет), вице-президент Международной ассоциации «Союз дизайнеров», заслуженный деятель искусств РФ
Ковешникова, Наталья Алексеевна.
К56 Дизайн: история и теория: учеб. пособие для студентов архитектурных и дизайнерских специальностей / Н. А. Ковешникова. — 5-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. -224 с.: ил. - (Университетский учебник). ISBN 978-5-370-01250-1
Агентство CIP РГБ
В учебном пособии рассматривается история развития техники, ремесла и декоративно-прикладного искусства доиндустриальных цивилизаций: Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, а также стран Западной Европы и России от Средневековья до рубежа XIX-XX вв. Особое внимание уделяется процессам становления и развития промышленного дизайна в странах Западной Европы, США, Японии и России в XX в. В учебном пособии собран обширный исторический и теоретический материал, используется специальная терминология, раскрываются закономерности развития проектной деятельности как самостоятельного вида художественного творчества.
|
|
Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Дизайн среды».
УДК 745.03(100)(075.8)
штрих-код: 9785370012501
ББК 30.18г(0)я73-1 +85.12{0)я73-1
ISBN 978-5-370-01250-1
© Ковешникова Н.А., 2005
© ООО «Издательство «Омега-Л», 2009
Введение 5
Глава 1. Предметный мир доиндустриальных цивилизаций 12
1.1. Древний Египет 12
1 -2. Эпоха Античности: Греция и Рим 18
1.3. Средневековая Европа 24
1.4. Эпоха Возрождения 31
1.5. Европа в Новое время 37
1.6. Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России X-XVIII вв. 44
Литература 53
Глава 2. Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии. 54
2.1. Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции 54
2.2. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна 59
2.3. Первые теории дизайна: Дж. Рёскин. Г. Земпер. Ф. Рёло 64
2.4. Уильям Моррис: теория и практика 71
2.5. Модерн 76
2.6. Мастера модерна: А. Ван де Вельде и Ч. Р. Макинтош 81
2.7. Россия в международных промышленных выставках. Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX - начала XX в. 88
|
|
2.8. Конструктивизм 93
2.9. Немецкий Веркбунд - первый союз промышленников и художников 98
2.10. Петер Беренс – первый промышленный дизайнер 102
2.11. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна 107
2.12. Производственное искусство в Советской России: теория и практика 112
2.13. Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС- ВХУТЕИ Н 119
Литература 126
Глава 3. Развитие дизайна в XX в. 127
3.1. Становление промышленного дизайна в США. Пионеры американского дизайна 127
3.2. Раймонд Лоуи - пионер коммерческого дизайна 132
3.3. Дизайн в США в послевоенные годы 137
3.4. Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XX в. 141
3.5. Феномен японского дизайна 150
3.6. Современное искусство и дизайн. Поп-арт и хай тек 156
3.7. Современные формы организации дизайнерской деятельности* 161
3.8. Дизайн-образование в странах Западной Европы. Японии и США 166
3.9. Дизайн в Советском Союзе в 1960- 1980-х гг. 174
3.10. Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна 177
Литература 184
Заключение: Некоторые проблемы теории дизайна 185
Вопросы к экзамену 189