double arrow

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ


I. Общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Дисциплина «История и культура Чувашии» - мировоззренческая гуманитарная дисциплина, требующая системного подхода в её овладении. Поэтому студенты должны опираться, главным образом, на знания и умения, сформированные на лекционных и практических занятиях. Опираясь на них, студент получает возможность для дальнейшего углубленного изучения дисциплины. Однако этот потенциал необходимо активизировать.

Квалифицированный специалист должен разбираться в прикладных вопросах этнической культуры для того, чтобы грамотно строить отношения с её носителями, повышать свой культурный уровень, разбираться в культурных процессах современности. Этой проблематике уделяется большое внимание в процессе изучения дисциплины.

Для самостоятельной подготовки можно рекомендовать следующие источники:

- конспекты лекций и материалы практических занятий;

- учебную литературу соответствующего профиля для вузов;

- специализированную литературу – монографии, статьи в научных и научно – популярных изданиях;

- средства массовой информации, Интернет-ресурсы и др.

Из учебной литературы в первую очередь рекомендуются учебные пособия с рассмотрением общетеоретических вопросов и основной фактографии, а также научная литература конкретной тематики, где разрабатываются актуальные проблемы, включённые в программу курса. При поиске литературы следует пользоваться, библиотечными каталогами, справочными изданиями, программными операционными поисковыми системами и др.

Хорошие результаты приносит занятие студентами научной работой, формами которой является участие в студенческих научных конференциях как внутривузовских, так и региональных и всероссийских, выполнение самостоятельной творческой работы- эссе и др.

В целях промежуточного контроля проводится коллоквиум, который позволяет определить уровень текущих знаний студентов по предмету. Опираясь на него, преподаватель корректирует учебную работу студента, да и сам студент делает соответствующие выводы.

Одной из форм самостоятельной работы является выполнение творческой работы (реферата). Данный вид работы позволяет студенту углубить свои знания по конкретному вопросу и приобрести общие навыки и умения по работе с литературой, подготовке научного сообщения и устного выступления.




Самостоятельная, мотивированная работа студента при изучении курса служит гарантией успешной сдачи экзамена, что предусмотрено учебной программой.

Самостоятельная работа включает несколько видов активной умственной деятельности студента:

1. изучение источников, научной литературы;

Для изучения предложены труды историков и этнографов наиболее полно отражающие разные стороны жизни чувашского народа:

- Михайлов С.М. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 510 с.

- Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. 142 с.

- Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России, XIX. Казанская губерния. Казань, 1870. Ч. I и II.

- Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Собрание сочинений: в 4 т.

- Фукс А.А. Записки о чувашах // Лик Чувашии. – 1994. – № 2. – С. 163–175; – № 3. – С. 161–175; – №4. – С. 147–158.

- Хрестоматия по культуре Чувашского края. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. (В данной хрестоматии см. труды Георги И.И. «Чуваши», Герберштейн С. «Извлечения из «Записок о Московитских делах», Миллер Г.-Ф. «Описание живущих в Казанской губернии языческих народов... », Курбский А.М. «Чуваша зовомые, язык особливый…», Лебедев В.И. «Симбирские чуваши», Вишневский В.П. «О религиозных поверьях чуваш»).



- Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Перевод А.П. Ковалевского. Харьков. 1956. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Fadlan/text.phtml?id=6123

2. работа над лекциями;

3. изучение учебника, совмещенное с работой над лекциями, позволяет сформировать целостные знания по истории и культуры чувашей;

4. практические занятия (составление доклада, подготовка к выступлению;

5. работа в библиографическом отделе библиотеки ЧГУ и сети Интернет по подбору литературы (кроме указанных преподавателем интернет-адресов студенты самостоятельно ищут необходимую информацию);

6. работа на коллоквиуме;

7. подготовка и работа на консультации.

Нет, магия чудесная моя обязана

Не ангелам стигийским из Ада вызванным;

Позор тому, кто попытался

Угрюмых дэвов и эфритов подчинить.

Но ключ к разгадке тайны волшебства

Лежит на дне прохладного истока,

В цветущих зарослях укромных уголков,

В движеньи звёзд над горными хребтами...

(Тассо)

Они в полной уверенности, что моя тайная сила, которой подчиняются растения, вода, камни и звёзды и которой будущее открывает иногда свои предначертания, - они уверены, что это будто бы новая, а на самом деле столь человеческая сила скрыта в волшебных напитках, в заклинаниях, в адских травах, в грозных знаках... Нет, она пребывает во мне... Всё будет подчинено, когда они научатся, наконец, оживлять свою добрую волю, как оживил её я...

(слова Мерлина из пьесы Метерлинка "Жуазель")

Испокон века существуют представления о неких эзотерических знаниях, страшных тайнах и бесценных секретах, скрытых от профанов и известных лишь узкой касте посвещённых. Хранители этих сокровищ всегда утверждали, что передача невежественной черни герметических тайн такого громадного значения была бы равносильна вручению ребёнку огня в складе взрывчатых веществ, так как дала бы ключ к овладению могущественнейшими оккультными силами. Учитывая плачевное отсутствие в современных поколениях не только высокой духовности, но подчас даже житейской нравственности, злоупотребление этими силами причинило бы неисчислимые беды человечеству. Однако, известно, что запретный плод сладок, и люди всегда стремились добыть знания, дающие, якобы, власть над каждым существом, человеческим и нечеловеческим, а также возможность творить так называемые чудеса.

Существовало немало тайных обществ, претендовавших на роль хранителей знаний. Но к XIX в. они либо выродились в политические масонские организации, либо занимались практической магией, то есть утратили первоначальную чистоту. Ещё ранее широко распространилась цифровая и буквенная каббалистика, посредством которой будто бы можно управлять стихиями и даже подчинить небесных и адских духов. Появились всевозможные учебные пособия по развитию "сверхъестественных" способностей или о том, как увидеть невидимое "третьим глазом". Всё это, конечно же, не имеет никакого отношения к познанию действительных возможностей Психической Энергии и тончайших оккультных сил Природы. Магия вообще не является ступенью Посвещения: она есть лишь уродливое отклонение от естественного Пути.

Некоторые известные религиозно-философские учения с их нравственным идеалом отрешившегося от мира, углублённого в себя, бесстрастного и равнодушного мудреца, уже были искажением изначального жизнеутверждающего мирочувствования. Невозможно представить себе нашего палеолитического предка, сидящего в позе йога и занятого самосозерцанием: в этом случае он просто был бы обречён на вымирание, ибо жизнь требовала совсем другого. Так называемая медитация не является естественной, врождённой функцией нашей психики, а скорее сложным продуктом её развития. Современные "гуру" рекомендуют медиативный психотренинг наподобие ежедневной чистки зубов, но действительная польза от таких упражнений возможна лишь при наличии у человека ДОБРОГО СЕРДЦА. Что это такое? - ДОБРОЕ СЕРДЦЕ предполагает прежде всего милосердное отношение ко всему живому.

Зачем искать чудесное непременно на Востоке? В дохристианской Европе исстари существовали свои традиционные Языческие учения и школы. Примечательно, что, например, сами последователи суфизма понимают его не как чисто исламский мистицизм, но как нечто, изначально свойственное всем древнейшим мистически-пантеистическим учениям.

Зачем блуждать в потёмках каббалистических хитросплетений, расшифровывать криптограммы, говорить притчами, загадками и недомолвками? Зачем завуалировать величественные истины Природы и Её Промысла, если по самой сути вещей этому Промыслу должна быть присуща ясная и совершенная Правдивость? Подлинные Ведуны и Ведьмы, стоявшие на грани мира людей и мира Духов, владели волшебными силами. Но они не хранили никаких магических тайн, они только оберегали от случайных, непрошенных посторонних свои сокровенные Обряды и места их совершения. Язычество - это не замкнутая секта, отвергающая "непосвещённых". Оно принадлежит всем, кто достоин принять эти Обряды и узнать Главное. Но допустить сюда людей порочных - значило бы в какой-то мере осквернить само место проведения Свещеннодейств.

Если Вселенная имеет смысл (что само собой разумеется), то двух противоречащих друг другу истин - ЭТИЧЕСКОЙ И ЭСТЕТИЧЕСКОЙ - так же не может быть, как двух исключающих друг друга сакральных принципов Бытия. Таинственная наука может быть только одна. В основе гениальных прозрений этой ведовской науки лежит понимание глубочайшего симпатического родства и единства всего Живого; мысль, к осознанию которой современное человечество только приближается, ибо монотеистические вероисповедания перекрывают пути непосредственного восприятия этого чудесного мира Живой Природы.

Мать-Природа может приоткрыть свои тайны только тем, кто страстно стремится к знанию для того, чтобы облегчить страдания других живых существ, а не ради того, чтобы добиться материальных благ или удовлетворить собственное тщеславие научным признанием.

Тайна - средство общения души человеческой с Земными и Вселенскими Духами-Силами-Сущностями. НО ТАЙНУ ЭТУ МОЖНО ОТКРЫТЬ ТОЛЬКО В СВОЁМ СЕРДЦЕ. Каждый добродетельный человек посредством благочестивых размышлений и деяний может достичь интуитивного понимания возвышенных истин, не будучи "посвещённым". Это может быть достигнуто путём развития религиозности как бескорыстной любви и сострадания, подавления в себе всего того, что выгодно только низшему личному "я". Перед такой Любовью, переполняющей сердце, меркнут все монашеские идеалы умерщвляющего плоть затворника, ищущего эгоистического "спасения" собственной никчёмной персоны.

Первоначальный буддизм как учение не имел ни оккультной, ни эзотерической системы знаний, потаённой от простых смертных. Что же это за "божественные тайны", которые надо скрывать? Зачем заклятия? Зачем вызывать благие светлые тени? - Они сами могут дать почувствовать своё присутствие, когда это очень необходимо, без всяких ритуальных церемоний.

"Сверхъестественные чудеса" - психические и физические феномены творятся посредством сил, обретённых великой чистотой жизни и экстазом. Ибо сильное желание совершения чего-либо доброго есть только сильная воля, имеющая своим следствием бессознательное чародейство. Вдохновенная знахарка-самоучка, движимая лишь милосердием, действует по лунатическому наитию, ничего не объясняет и - непонятным, чудодейственным образом исцеляет страждущего.

На неисламизированном Востоке нет чудес в европейском понимании этого слова. Для Язычника-азиата чудеса - будничное дело, подобное заклинанию змеи среди густой базарной толпы в Индии, где ноги равнодушных прохожих чуть ли не задевают головы танцующих кобр. Более того, в некоторых селениях ежегодно отмечается змеиный праздник. В этот день люди приносят из джунглей кобр: дети и взрослые играют с ними, ласкают, обвивают вокруг шеи, поят молоком и всячески ублажают. Вечером их относят обратно. И нет ни одного случая, чтобы в этот день кобра укусила человека... Разгадки тоже нет. Индусы её и не ищут: для них это обыденное необъяснимое явление, происходящие регулярно, раз в год.

* * *

Так же и наши далёкие Предки воспринимали Мир как волнующую неразгаданную Тайну. Они знали не меньше, а гораздо больше нашего, только знания их были иного порядка, ибо приобретались во имя Истины, а не во имя пользы.

Во многих, самых разных местах Земли, с незапамятных времён сохранились загадочные монументальные сооружения, которые настолько велики, что обозреть их целиком можно только сверху, с воздуха. Какие неведомые допотопные расы и народы создавали эти шедевры? Даже туземные предания не имеют об этом никакого представления.

Стоунхендж нередко называют "восьмым чудом света". Далеко не все его тайны разгаданы. Доктор Герхард Вибе из Бостонского университета пишет: "Если на Стоунхендж смотреть с земли, нельзя заметить никакого порядка. Он внушителен, только когда его видишь в плане, сверху. Однако неолитический человек не располагал самолётами, чтобы взирать с них на своё творение. Поэтому он, быть может, сообщал о своём умении Силам Неба, своим Божествам".

Безупречно правильные линии, тянущиеся на несколько километров, совершенно идеальные, словно циркулем вычерченные гигантские окружности, эллипсы и спирали, рисунки и огромные причудливые зооморфные фигуры необитаемого плоскогорья Наска (Перу), - творения какой-то безвестной культуры, процветавшей здесь за много веков до инков. С земли их рассмотреть в полном объёме нельзя; видны только незначительные фрагменты фигур и линий, по которым невозможно воссоздать контуры грандиозных изображений. Эти, непонятно каким образом начертанные изображения на поверхности Земли (геоглифы, в отличие от петроглифов - изображений на камне), воспринимаются только с большой высоты и впервые были замечены во время аэрофотосъёмки в 30-х гг. XX века.

Загадка эта дала повод для экзотических предположений о наличии у строителей летательных аппаратов и даже для того, чтобы приписать создание изображений некоей внеземной высокотехнологической цивилизации. Особенно много сенсационных гипотез о пустыне Наска развил швейцарский археолог и писатель Эрих Дэникен, считавший её чем-то вроде доисторического космодрома, а таинственные фигуры - свидетельством палеоконтакта, посещения Земли инопланетными астронавтами - существами из других миров. Непонятно, правда, зачем "сынам Неба" понадобилось забавляться, подобно детям, такими художествами? Неужели они не могли придумать ничего лучшего? Ведь нельзя же в самом деле считать рисунки на плато какими-то посадочными знаками для межзвёздных кораблей. Проще всего списывать всё поразительное, не поддающееся рациональному объяснению, будь то Наска, Баальбек или Нан-Мадол, на космических пришельцев. Вообще же, модный бестселлер Дэникена "Назад к звёздам" напоминает модернизированный сектантский вариант библии: автор полагает, что ковчег завета был переговорной установкой; Моисей использовал его для связи с космическим кораблём, капитаном которого был астронавт по имени Иегова, и т.д. и т.п.

Но не будем отрываться от Земли. Рукотворный памятник Наска оставлен каким-то исчезнувшим народом. В хрониках испанских завоевателей и монахов-миссионеров нет о нём никаких упоминаний. Коренные обитатели соседних долин, возможно, хранили какие-то древние легенды. Но они, будучи солнцепоклонниками, были поголовно истреблены христолюбивыми конкистадорами.

Несомненно, что для строителей эти феноменальные изображения и потраченные на них колоссальные усилия имели какой-то высший культовый смысл, не понятый нами. Какой? Ясно одно: все они имеют сокровенное сакральное значение. А раз так, они не предназначены для чужих недобрых глаз. Но как, где, куда скрыть столь грандиозное наземное Светилище и уберечь его? В четвёртое измерение?

Решение было столь же простым, сколь и гениальным. Лучше, надёжнее всего оставить Светилище под открытым небом, но перевести в двухмерное, сделать ритуальные изображения плоскими, и тогда никто не сможет обозреть их полностью и понять их смысл и назначение. Уходящие за горизонт отдельные линии ничего не скажут непосвещённому; в этом случае тайна будет соблюдена и храмовый комплекс защищён от осквернения.

Чтобы различить огромные пиктограммы, увидеть, как из линий складывается целые фигуры, охватить единым взглядом весь этот фантастически сложный конгломерат многочисленных изображений, необходимо взглянуть на них с самолёта. И тогда, по единодушным словам очевидцев, исследователей-профессионалов и любителей, глазу открывается ошеломляющая картина. Вся местность представляется каким-то циклопическим чертежом, словно начертанным на равнине чьей-то исполинской рукой. Одна из диковинных птиц изображена в столь огромных масштабах, что клюв её тянется на два километра.

Какая информация, какие знания о Мироздании запечатлены в геометрических композициях? Какой замысел здесь заложен? Каким образом он был воплощён в реальность? Как сделаны эти фигуры? На их создание был затрачен титанический труд, сложный даже для мощной современной техники, а как справились с этим древние инженеры и мастера с помощью каменных топоров? Как, не имея ни летательных аппаратов, ни точных геодезических приборов, они, тем не менее, смогли сообщить изображениям идеальные пропорции? И, наконец, самая волнующая загадка: кому, каким небожителям, смотрящим на пустыню сверху, предназначались эти человеческие послания?

В связи с этим вспоминается рассказ одного этнографа о встрече в зауральских дебрях с одиноким стариком-хантом. Было это в 60-х годах прошлого столетия. Молодой учёный вздумал удивить отсталого таёжного жителя сообщением о том, что спутники с людьми уже летают вокруг Земли. Старик невозмутимо выслушал, а потом ответил (через переводчика): "Когда ты пойдёшь дальше на север, то увидишь большое круглое озеро, из которого вытекает полноводная река. Наши шаманы раньше сами поднимались так высоко в небо, что озеро казалось им величиной с пятачок..."

Тибетцы говорили Рериху по поводу неудачных попыток "покорения" Джомолунгмы (Эвереста): "Не понимаем, зачем чужестранцы принимают на себя такие трудности по восхождению? Многие из наших лам совершали паломничество на Свещенную вершину, только они были там в тонком теле".

А сахемы (старейшины) в резервации ирокезов отнюдь не были поражены, когда молодые люди прибежали известить их, что астронавт высадился на Луне. Старейшины сказали, что их шаманы издавна летали на Луну...

Феномен шаманского транса известен со времён палеолита. Таково одно из первых человеческих изображений в знаменитой пещерной живописи Ласко. Здесь человек с птичьей головой распростёрт на земле с неестественно вытянутыми ногами. По всей видимости, это – шаман, пребывающий в обмороке. После умопомрачительной вращательной пляски он замертво падал навзничь и, уподобляясь птице (или в обличье птицы) витал в пространстве. Птица – очень распространённый и устойчивый символ шаманского полёта у многих малых коренных народов Севера и Сибири.

Палеолитическое искусство настолько совершенно, что его долго считали современной подделкой. Авторитеты в области искусства утверждают, что рисунки эти никогда позднее не имели себе равных в мире. О ритуальном предназначении первобытной живописи и ваяния свидетельствует таинственность и замаскированность их местоположения в глухой глубине и мраке пещер, причём вход в пещеру подразумевался как вход во чрево Матери-Земли. Вот что пишет специалист с мировым именем, французский археолог Анри Лот: «Если вспомнить о знаменитых бизонах из глины в пещере Арьежа, которые находятся на высоте 800 метров над входом и добраться до которых можно только после того, как вскарабкаешься по узким вертикальным шахтам, протиснешься в ещё более узкие проходы и долго будешь идти по тёмным галереям, то станет очевидным: для того, чтобы старательно запрятать скульптуры в столь труднодоступное место, нужны были серьёзные причины. Ту же картину можно наблюдать в соседней пещере Трёх Братьев, где до колдуна, господствующего над всем залом с рисунками, можно добраться только на ощупь – в таком труднодоступном закоулке он помещён. Ещё один пример: пещера Бедейлак, где… в двухстах метрах от входа проход сужается…, взобравшись по откосу каменной насыпи, попадаешь в неудобную камеру, у самого пола которой есть вход в узкий лаз; если вы достаточно отважны, чтоб просунуться в него и карабкаться 7-8 метров по вязкой глине, то он приведёт вас к двум бизонам, вылепленным из этой глины и тем же способом изображённым женским половым органам… В расщелине той же пещеры ещё меньшее отверстие ведёт в коридор, где едва-едва может пройти человек. На левой стене изображён великолепный бизон. Следует также упомянуть пещеру Руффиньяк, в которой росписи находятся почти в километре от входа, запрятанные в самых труднодоступных закоулках, причём в древности они были ещё хуже видны, потому что средства освещения тех времён – жировые светильники и смоляные факелы – давали довольно тусклый свет. Следовательно, можно предположить, что некоторые места – те, где изображения хорошо видны, - были доступны простым смертным, а другие, тайные, были известны только посвящённым. Следы детских ног…, например, позволяют предположить, что существовали специальные святилища для инициации молодых, где совершались обряды, которые останутся нам навсегда неизвестными».

Среди руин дворцовых храмов древних майя встречаются здания в виде ступенчатых пирамид с усечёнными вершинами, но с такими маленькими входами и помещениями, словно их построили для пигмеев. Наиболее известен так называемый Дом Карликов в Ушмале (п-ов Юкатан). Описывая это своеобразное сооружение, археологи высказывали самые различные предположения. Одни считали, что в этих местах некогда обитали племена карликов, другие полагали, что майя возводили эти Светилища для Духов или же каких-то мифических существ, которым они желали дать приют. В храме Ушмаля узкая лесенка ведёт прямо к потолку и оканчивается небольшой площадкой: необходимое испытание ученика в некоторых архаичных Мистериях состояло в том, что на такой площадке он должен был силой воли погрузиться в сомнамбулический транс, выйти из тела и пройти астрально через потолок. После этого он достоин стать Змием, то есть посвещённым в некие эзотерические знания. Кстати, адыгейцы называют кавказские дольмены с небольшим круглым отверстием «сырп-ун», т.е. – дома карликов, и относятся к этим доисторическим сооружениям со смешанным чувством страха и почитания. Кубанские же казаки прозвали эти мегалиты «богатырскими хатками»: ведь, кто кроме великанов, мог затащить в горы такие огромные тысячепудовые плиты, да ещё водрузить их друг на друга.

* * *

Ритуальный, или храмовый «сон» (транс) с целью достижения особого видения и получения откровения был известен в Светилищах Изиды, в Греции, Фракии и во многих других культурах. Погружение адепта в глубокий сомнамбулический транс происходило либо самопроизвольно, либо методом гипноза, либо посредством наркотического зелья (психоактивных растений), но всегда цель была одна: усыпить головное сознание и, тем самым, пробудить сверхсознание, иначе говоря, сверхчувственные способности человека, не зависящие от пяти органов чувств. По мере того, как улетучивалось внешнее, чувственное восприятие и цепенело тело, высвобождался носитель высшего Я – флюидическая «духовная плоть», сотканная из тончайшей биоэнергетической субстанции и не связанная более со своей телесной оболочкой.

Посредством этого внутреннего психического органа, находящийся в трансе мог стать ясновидящим, т.е. способным к восприятию определённых событий, явлений, предметов, лежащих вне сферы его обычного чувственного сознания, и невидимый ранее мир делался доступным его восприятию. Загадочный психический организм (астральное тело оккультиспов) является связующим звеном между высшим Я человека («трансцендентальным субъектом» по терминологии Дю-Преля) и его физическим мозгом. Таким образом, речь идёт о способностях души, а не о свойствах мозга: мозг – только служебный орган психодуховной сущности человека.

Ныне парапсихологические феномены называются экстрасенсорным восприятием. Многие народные поверья, считавшиеся прежде либо дьявольским наваждением, либо наивными сказками, получили неожиданное подтверждение в науке: феномены эти теперь никто из учёных не отрицает, хотя и не может дать им какого-нибудь вразумительного объяснения. Мы не знаем, что такое даже «обычный» сон и сновидения. Тем более загадочна психофизиологическая суть углублённого, гипнотического, или магнетического «сна».

Самопроизвольный, или спонтанный сомнамбулизм, в отличие от искусственного, экспериментального, называется лунатизмом. В дремотном лунатическом забытьи пробуждается внутреннее зрение, так называемый «третий глаз», орган телепатического общения и ясновидения. Давняя оккультная традиция связывает его деятельность с загадочной шишковидной железой, назначение которой непонятно современным медикам и физиологам.

Многочисленные опыты и наблюдения врачей-гипнологов свидетельствуют, что у человека, погружённого в глубочайшую, сомнамбулическую фазу гипнотического «сна» подчас обнаруживаются поразительные сверхчувственные способности, которых он не имел в обычном состоянии, наяву, и по виду нередко «сверхъестественные». В таких исключительных, аномальных состояниях субъект может, по велению гипнотизёра, переноситься мысленным взором в весьма отдалённые места и достоверно сообщать, что там происходит в данный момент.

Из клинической практики известно, что оперируемые под глубоким наркозом иногда как бы «выходят из себя» и «смотрят» сверху на своё, распростёртое на операционном столе, тело, как на безжизненную оболочку. В специальной медицинской и судебно-криминалистической литературе зафиксированы случаи, когда людей, впавших в беспробудный летаргический «сон», сочли умершими, и они «видели» свои похороны. Самое парадоксальное в том, что во время смертоподобного летаргического «сна» на электроэнцефалограмме регистрируется картина биотоков мозга, соответствующая состоянию бодрствования!

Шаманский транс родствен другим экстатически-сомнамбулическим и самозабвенно-медиумическим состояниям. Шаманский экстаз – не самоцель, а врата к полёту в невидимые миры. Шаман, способный в исступлении покинуть свою плотную оболочку и одному ему ведомыми путями достичь обители Духов, заканчивал камлание-свещеннодейство тем, что бездыханным падал наземь и обмирал, впадая в состояние так называемой мнимой смерти и не подавая видимых признаков жизни. Считалось, что в это время он покидает своё физическое тело и странствует «в духе». «Придя в себя», очнувшись (открыв очи) после транса, он повествует о том, что видел в своём путешествии. Примечательно, что хотя шаман видел это не телесными глазами, а каким-то внутренним психическим органом, всё же ему впоследствии кажется, что всё это он видел своими обычными глазами; теми глазами, которыми он вообще смотрит на мир.

У Геродота, Плиния и других античных писателей есть любопытные рассказы о «путешествиях» грека VII в. до н.э. Аристея, автора эпической поэмы «Арисмапейя». Вот как описывает «полёты» Аристея философ-стоик II в. н.э. Максим Тирский: «Его тело лежало живое, хотя лишь с едва заметными признаками жизни, в состоянии, очень близком к смерти, в то время как его душа выходила из тела и странствовала по небу подобно птице (ворону), обозревая всё внизу – землю, море, реки, города, народы… затем душа, вернувшись, оживляла тело, и оно рассказывало о разных вещах, которые душа видела и слышала в различных местах. Пределом его путешествий была страна гипербореев».

В 1965 г. американский археолог Сьюзен Майклс обнаружила на тихоокеанском побережье Гватемалы огромные и неизвестные доселе скульптуры загадочного происхождения. Они были высечены на гигантских округлых валунах и изображали толстых карликов или детей с закрытыми, словно во сне, глазами. Рядом была найдена громадная каменная голова в несколько тонн весом. Глаза этого каменного исполина тоже были плотно закрыты, имитируя глубокий сон или транс. Обычные хронологические критерии непригодны для датировки мегалитов, даже применяемые ныне радиоактивные методы. Но многие крупные исследователи считают, что скульптуры имеют очень древнее, доольмекское происхождение. Через два года другой известный учёный – швейцарец Рафаэль Жирар открыл на побережье ещё несколько таких же гигантских голов с закрытыми глазами. Не символизирует ли эти изваяния шаманский транс?

Шаманизм в той или иной мере был свойствен всем архаичным культурам, только назывался по-разному. Мистагоги древности владели столь мощными и безотказными приёмами погружения человека в сомнамбулический «сон», какие недоступны современным врачам-гипнологам. Не такие ли завораживающие приёмы использовали те, кто руководил сооружением величественной тайнописи Наска? Неофит, погружённый в транс либо посредством особой религиозной церемонии, либо применяя собственную «технику экстаза» (по выражению Мирча Элиадэ), «выходил из себя», парил в воздухе и внутренним оком созерцал цельную, связанную общей темой картину начертанных на Земле изображений, дающую ему нужные знания. До него доходил культовый замысел, скрытый от профанов. Прошедший такое посветительное испытание должен был, вернувшись в физическое тело, рассказать об увиденном Старейшинам-Ведунам и, выслушав их пояснения об истинном смысле символических рисунков, войти в их круг достойным и верным сподвижником.

Длина загадочной антропоморфной фигуры Наска – 620 метров. Тело человека вытянуто, руки плотно прижаты к бокам. Он как бы пребывает в глубоком сомнамбулическом трансе. В местности, окружающей Наска, на скалах найдены изображения людей, головы которых обрамляет ореол из лучей наподобие короны. Это навело некоторых исследователей на мысль о шлемах с антеннами и о визите инопланетян к нашим далёким прапрапредкам.

Ничто не следует сразу же отметать с порога. Сказать, что чего-то нет только потому, что этого не может быть, проще всего. Мнение об инопланетянах нельзя ни доказать, ни опровергнуть, и потому не лучше ли вместо категорических «да» и «нет» говорить «может быть»? Может быть, разгадка в другом? Исстари известно, что у людей, ведущих особый образ жизни и впадающих в религиозный экстаз, каковыми были служители древних культов, иногда наблюдается сияние, исходящее из головы в виде ореолов, нимбов, холодных огненных языков и других однородных световых явлений, которые могут быть видимы не только экстрасенсами и в темноте, но подчас даже и «нормальными» людьми днём. Вполне возможно, что именно такие биоэнергетические ауры камлающих шаманов запечатлены на петроглифах близ Наска, на фресках Тассили (Сахара) и на некоторых других памятниках доисторических культур.

* * *

Размеры знаменитого Змеиного маунда (земляной насыпи) в американском штате Огайо – более 300 метров в длину – не могут не изумлять. Его происхождение теряется во мгле тысячелетий. Индейцы рассказывали первым белым пришельцам, что эта исполинская насыпь была некогда возведена самими Маниту, т.е. Духами. Археологи высказывали самые различные, порой забавные, предположения: так, например, евреи, как водится, пытались приписать это сооружение себе – на основании библейского упоминания о десяти изгнанных израильских племенах, нашедших, якобы, здесь пристанище.

Учёные спорят: для каких неведомых нам религиозных обрядов предназначалось это сооружение? Ведь для его создания требовалось огромное число рабочих рук в эпоху, не знавшую даже простой лопаты. Известно, что Змея – древнейшее олицетворение Ведовского Знания и посвещения в Мистерии в традициях многих первобытных народов. Гигантская земляная насыпь представляет собой чрезвычайно архаичный космогонический символ вечно пульсирующей Жизни: Великий Змей (Цикл Времени) проглатывает Яйцо (Вселенную). «Тело» этого Змея несколько раз кольцеобразно изгибается и заканчивается огромной спиралью – символом Вечного Возвращения (такую форму имеет большинство галактик). И опять-таки, понять и оценить замысел строителей во всей его мудрости и великолепии можно только сверху, с высоты птичьего полёта: тогда всё становится ясно, открыто. Всё как на ладони, словно смотреть надо с ковра-самолёта.

В 1955 г. в тропических лесах Коста-Рики исследовательницей Е. Лотроп было сделано удивительнейшее открытие: обнаружены многие сотни (если не тысячи) тщательно отполированных гранитных шаров исключительно правильной геометрической формы, крупнейшие из которых достигают более двух метров в диаметре и весят несколько десятков тонн. Кто создал их? Когда? С какой целью? Каково их, безусловно культовое, назначение? Каким инструментом искусные древние каменотёсы шлифовали твердейший гранит, придавая ему столь совершенную сферическую форму? Каким образом, если не по воздуху, многотонные монолиты доставлялись через непроходимые джунгли, болота, реки и овраги из каменоломен, удалённых от мест находки на несколько десятков километров: задача, поставившая бы в тупик даже современную технику?

Нет ответа ни на один из этих вопросов, нет даже легенд. Достоверно установлено только то, что эти уникальные мегалитические сооружения находились на своих местах задолго до испанских завоевателей; индейцы считали их творением Духов, а о времени их создания знали лишь то, что «они всегда здесь были». Католические попы поспешили объявить их «играми дьявола».

Когда учёные посмотрели на эти шары с вертолёта, то стало ясно, что они расставлены в строгом геометрическом порядке и составляют точные геометрические фигуры. На огромной площади, равной нескольким десяткам квадратных километров, россыпи и вереницы шаров складывались в гигантские каменные чертежи: треугольники, квадраты, круги… Выстраивались в прямые линии, точно ориентированные по оси север-юг. Но конфигурация шаров, связанных между собой каким-то общим замыслом, становится понятной только с большой высоты, да и то далеко не с первого взгляда. Какие заоблачные существа могли видеть цельную, композиционно завершённую картину?

* * *

Через просторы Украины и Молдавии изгибами протянулись величественные земляные сооружения – так называемые Змиевы валы. Насыпи высотой до 16 метров, шириной – до 20 метров, а длиною – на многие сотни и даже тысячи километров. Их возникновение теряется в глубине веков. Кто, когда, зачем строил эти змеящиеся валы? В письменных источниках нет ответов на эти вопросы. Народная память тоже не сохранила никаких воспоминаний о создании и назначении Змиевых валов.

Не помогает и археология, хотя исследователи и пытались определить возраст валов современными радиоактивными методами, которые применимы только к органическим остаткам. На основании обнаруженных в нескольких насыпях остатков обожжённых брёвен и проб угля сделали вывод, что насыпи разновременны и строились в продолжение целого тысячелетия, со II в. до н.э. и по VII в. н.э. Но эти органические остатки могут быть и очень позднего происхождения, особенно если учитывать консерватизм техники у древних народов. Затем по разным причинам органические остатки более позднего происхождения могут попадать в более архаичные слои. К тому же, вовсе не обязательно, чтобы остатки материальной культуры (например, керамика), находимые возле тех или иных древних каменных и земляных сооружений, непременно принадлежали их творцам, а не более поздним поселенцам. Нет объективного и достоверного метода определения давности существования подобных сооружений, основанного на изучении их самих, а не по сопутствующим находкам. Поэтому о времени их воздвижения остаётся лишь гадать – и в науке высказываются самые разные мнения.

Зачем понадобилось выполнять столь титанический труд? Ведь колоссальный объём строительных работ на этих сооружениях превосходит объём работ Великой китайской стены и египетских пирамид. Подсчитано, что для строительства тысячекилометровых Змиевых валов необходим был каторжный труд сотен тысяч людей (очевидно, рабов) в течение нескольких десятилетий. Обычно назначение валов видят в том, что они служили неприступной пограничной оборонительной системой, о которую разбивались постоянные волны вражеских кочевых набегов.

Китайскую стену и египетские пирамиды тоже много лет строили сотни тысяч человек, покорных воле императора и фараона. Такие сооружения под силу только мощным, стабильным, централизованным государствам. Но ничего не известно о том, чтобы на землях нынешней Украины несколько тысяч лет назад процветала столь могущественная рабовладельческая империя, тем более древнеславянская. На наш взгляд, создание валов уходит корнями в самую глубочайшую древность, во времена загадочной мегалитической культуры, почитавшей Змею существом благостным, вещим и божественным, сопряжённым с животворящей мощью Матери-Земли. Об этом говорит и само народное, несомненно сакральное, название Змиевых валов. Легенда о кузнеце-змееборце появилась значительно позже.

* * *

Перенесёмся теперь в Азию. На о. Ява расположен крупнейший в Южном полушарии памятник древней архитектуры – монументальный буддийский храм Боробудур: грандиозная десятиярусная пирамида, состоящая из пяти миллионов каменных плит. Основание храма – квадрат со стороной в 123 метра. Светилище это, возведённое в VIII в., до сих пор окружено ореолом таинственных историй, преданий и поверий.

Первое внешнее впечатление иностранцев от Боробудура – как от уныло-мрачного, колоссального подавляюще-хаотического нагромождения камней. Общая символика храма так и остаётся непонятной для современного человека. Однако, всё же некая стройная философско-этическая система, отрешающая от всего будничного, банального, присутствует в этом архитектурном шедевре: её ощущают даже люди, бесконечно далёкие от буддизма.

Всё в этой каменной симфонии пронизано безмолвным очарованием, всё магически воздействует на чувства и разум человека. Не запечатлены ли символически здесь, в этом земном здании, основные заповеди буддийского учения, его идеи о нравственной сути Мироздания?

Но самое главное – храм намеренно построен так, что с поверхности Земли невозможно обозреть его целиком, во всём его потрясающем величии. Более того, при таком восприятии всякая стройность и упорядоченность вообще исчезает, даже если отойти от памятника на несколько километров. По своему плану весь исполинский ансамбль Боробудура рассчитан именно на то, чтобы лицезреть его сверху: только тогда пропадает всякая дисгармония и раскрывается вся красота, цельность и изумительная глубина замысла, воплощённого в камне. Но кто мог восторгаться столь великолепным зрелищем? Ведь в те времена не было ни самолётов (ещё), ни сказочных драконов (уже), и летать могли только архаты…

А теперь отправимся в Северную Австралию. Здесь, в середине XX века, лётчик случайно обнаружил на отвесной гранитной скале целую картинную галерею. Полоса наскальных изображений общей длиной 33 метра и высотой 3 метра так искусно скрыта от глаз, что заметить её можно, и то с большим трудом, только с воздуха: с поверхности Земли петроглифы совершенно не видны. Галерея состоит из 400 отдельных высеченных рисунков: зооморфных и антропоморфных фигур. Картины относятся к различным периодам: самым древним по меньшей мере 12 тысяч лет! Кто и зачем их создал? Неизвестно. Аборигены приписывают наскальные изображения, а также сооружение мегалитов из массивных каменных глыб своим культурным героям, так называемым вонджинам, в которых некоторые фантазёры видят пресловутых инопланетян. По понятиям же самих туземцев, вонджины – это таинственные высшие существа неопределённого, получеловеческого, полуживотного облика, с нимбами вокруг голов. Надо сказать, что натурфилософские представления австралийцев, которых многие этнографы считают отсталыми среди остальных, отнюдь не дают повода для подобных утверждений. Судите сами: у северо-западных племён (согласно исследованиям Г. Дамма) Прародителями Мира являются Змея-Земля и небесный Валангада, - олицетворение Млечного Пути. Эти Божества из неиссякаемого источника своей духовной субстанции породили вонджин – непосредственных предков человеческих душ. Согласитесь, что подобные воззрения – верх премудрости по сравнению с библейским творением из ничего.

* * *

Можно ещё много говорить о загадках древнейшей истории, об особенностях мировоззрения и духовных устремлениях архаичных культур. Неопровержимо одно: оказалось, что познания древних были куда глубже, чем обычно предполагают.

Их «непрактичность» подчас представляется современному человеку непонятной, даже бессмысленной только потому, что мы не можем понять, какой было возбуждавшее её мерило ценностей. Кажется, что люди былых эпох расточали колоссальную энергию на воздвижение бесполезных, с практической точки зрения, сооружений; нерациональная, даже нелепая трата сил. В психодуховные измерения строителей мы проникнуть не можем – отсюда наше безмерное удивление перед их непревзойдёнными достижениями.

Назрела необходимость расширения и углубления узких рамок монотеистического и атеистического примитивизма, которым пропитано мировоззрение многих людей. Существуют реальности, которые невозможно объяснить догмами академических наук и «боговдохновенных» писаний.

В многообразии Вселенной есть Миры иных пространственно-временных измерений, иных уровней материальности, и эти Миры (а также пребывающие в них Сущности) влияют на нас с гораздо большей силой, нежели видимый и осязаемый наш грубоматериальный мир. Эти Миры угадываются не наукой, а другим, высшим видом познания – ПРИРОДОВЕДЕНИЕМ.

Спрашивают: не аристократично ли такое Учение, обращённое только к «избранным»? Отвечаем: быть вполне понятым во всей своей всеобъемлющей ширине и во всей глубине Учение может быть только вполне развитым в нравственном отношении человеком, то есть является доступным лишь для немногих. Но основные положения Учения доступны для всех смертных, стремящихся к совершенствованию на пути Добра и Милосердия, и всем им могут принести просветление, утешение и надежду. Истинный Учитель – не книжник-буквоед, а тот, кто сумеет передать другому животворящие вибрации Любви и Сострадания.

Интуитивное просветление достигается развитием совести, которая одна даёт верное направление приобретаемым знаниям. Никогда не следует забывать, что все мы, сознательно или бессознательно приносим много боли другим существам; зверям, птицам, цветам, которые тоже хотят жить. Первейшая Языческая заповедь гласит: живи и жить давай другим! Тот, кто понапрасну губит жизнь, не может быть учеником, не может ждать милостей от Природы. Доказательство справедливости этой заповеди может быть убедительным лишь для людей с чистым сердцем.

Природа благоволит тому, кто благоволит Ей. Это как в советском мультфильме «Крошка Енот», где енот, улыбаясь в пруд, видел, как отражение, «живущие в этом пруду», ему в ответ тоже улыбается.

Нравственная чистота – обязательное предварительное условие и первый шаг на пути к ВЕДОВСКОМУ ПРОЗРЕНИЮ. Только первый, ибо «чистота не есть добродетель, это лишь воздержание от зла» (из поучений Будды).

Человек думает, что будет хорошим, если не будет делать ничего плохого. Но этого мало. Ты должен сделать сознательный выбор в пользу Сил Добра и стать Воином этих Сил. Добрая Воля – это твоя единственная собственность и, в то же время, твоя сверхличностная духовная ценность. Это – в точном смысле слова твоё самовыражение и самоутверждение, только твоё и ничьё больше. Это – то, что останется после тебя.

Помню я, бабочка билась в окно.

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно.

Но отделяет от дали.

В мае то было. Мне было пять лет.

В нашей усадьбе старинной.

Узнице воздух вернул я и свет.

Выпустил в сад наш пустынный.

Если умру я и спросят меня:

«В чём твоё доброе дело?» - Молвлю я: «Мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела».

(Константин Бальмонт)

Осенение, озарение, вдохновение само придёт к нам, когда мы изменим само наше существование, когда служение Добру и противодействие злу станет нашей безотчётной духовной необходимостью.

Не человек находит ОТРАДУ, а ОТРАДА находит человека, если он того достоин.

ЭТО И ЕСТЬ ПОСВЕЩЕНИЕ…

* * *

Доброслав

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: