Билет 44 общественный строй Древней Руси

БИЛЕТ 43 СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

Есть споры о времени происхождения этого труда. XII век (1185 год) – БОЛЬШИНСТВО. Альшиц – 20-30е гг XIII века. Есть и ДРУГИЕ точки зрения. Фроянов – склоняется к общепринятой датировке. Сюжет – поход 1185 г князя Игоря на половцев. Поход неудачен, Игоря взяли в плен, он бежал. Произведение это не столько историческое, столько художественно-поэтическое. Немало экскурсов в прошлое. Автор пишет не с поэтическим вымыслом, а по былинам того времени -> это историческое произведение, хоть и обличенное в худ форму.

РАСПРИ: в самом плохом свете выставляется Олег Святославич. Его автор берет в пример как «антигероя». Распри вызывают душевную скорбь у автора. Игорь, отправляясь на половцев, жаждал славы. ИТОГ – неудача. Автор призывает других князей сплотиться и отомстить за Игоря (видимо он обращается к ВБГ, Ярославу Галицкому).

Вопреки всему – РУСЬ ЕДИНА. Раздор лишь в князьях. ПВЛ и «Слово» являются жемчужинами нашей словесности. Время, когда появляется «Слово» и ПВЛ – особый, яркий, самобытный период нашей истории. Но, к сожалению, под ударом внешнего врага Др-Р государства пало, и затем его развитие пошло по новому вектору.

Прежде всего – о формах зависимости. 1 - ЧЕЛЯДИНСТВО – челядь – рабы-пленники, челядин в полной зависимости от господина. Его можно было продать, убить (только с моральным наказанием). Церковь взывала к милосердию к челяди. 2 – ХОЛОПСТВО – с распадом родпл строя снимается запрет на обращение в рабство своих. Холоп – раб местного производства, он попадал в рабство по ряду обстоятельств – продавал себя, тиунил без ряда, из полурабов за нарушение и т д. Если челядин был «вещью», то холоп имел некоторые права (иметь семью, имущество, наследовать, быть свидетелем). Это можно объяснить только происхождением раба.

3 – СМЕРДЫ. Сложный вопрос, кто такие. Фроянов считает, что термин «смерд» - неславянского происхождения. Анализ источников говорит, что смерды – неоднородная группа. Сначала – зависимые народы (финно-угорские племена). Потом возникла практика переселять данников в свои вотчины -> внутренние смерды. Затем смердов стали передавать в частные руки. Церковь осуждала рабство, так они получили большую свободу. ВНУТРЕННИЕ смерды – рабы, ВНЕШНИЕ - феод. зависимые. 4 – ИЗГОИ – подобно смердам, изгои не были однородными. «Выпав» из семьи, он прерывал связь с коллективом, но сохранял свободу. Например – изгой – сын попа, не знавший грамоты. Также в изгои попадали, напр, выкупившиеся из рабства холопы. Однако, такие парни не порывали своих отношений с господином, сохраняли некоторые черты зависимости.

5 – ЗАДУШНЫЕ ЛЮДИ И ПРОЩЕННИКИ. ЗЛ – рабы, отпущенные господином для отпущения души. Про – рабы, отпущенные без денег. 6 – ЗАКУПЫ – отрабатывал купу. Если закуп бежал от господина, то его обращали в рабство. Но если он открыто уходил, то ему можно было дать свободу. Мог быть свидетелем. Его можно было бить, но за дело. Закуп «балансировал» между свободой и рабством. 7 – РЯДОВИЧИ – те, кто совершал договор.

Важную роль играла ВОТЧИНА – сложный организм, в ней работали как свободные, так и рабы. Рабы и полурабы преобладали. Следовательно, вотчина не была феодальной структурой. В жизни Древней Руси доминировали ЛЮДИ – свободные рядовые граждане. Известно, что договоры заключались не только от князя, но и от людей всей русской земли. Народ в Древней Руси без проблем влезал в дела государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: