double arrow

ДРЕВНИЙ восток








Портретная голова царицы Тии. XIV в. до н. э.


Эхнатон с женой и дочерью. Рельеф. XIV в. до н. э.



в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фрон­тальных изображений.

Кульминацией развития изобразительного ис­кусства А. п. справедливо считаются произведения скульпторов т. н. мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и широко известная полихромная го­лова царицы Нефертити в синей тиаре. Вместе с завершенными произведениями в раскопках скульптурных мастерских найдено и множество гипсовых масок, служивших моделями.

Памятники архитектуры А. п. почти не сохрани­лись; лишь по реконструкциям можно воссоздать облик разрушенного Ахетатона. Судя по всему, он строился по четкому плану, объединявшему двор­цовые и храмовые сооружения. Центральным зда­нием был «дом Атона» — храм, к которому примы­кал царский дворец, состоявший из парадных и жилых помещений. Две половины дворцового ком­плекса соединял трехпролетный мост. В центре крытого перехода находился украшенный проем — «окно явлений», в котором в торжественные дни появлялся фараон с царицей и дочерьми.




А. п. длился всего 17 лет, однако его традиция не была исчерпана и в последующие века. И если в области религиозно-политической вскоре после смерти фараона-реформатора наступил период реставрации культа Амона и власти фиванского жречества, то в области культуры амарнские тра­диции остались на длительное время, проявив ис­ключительную стойкость. Художественные тради­ции амарнского искусства повлияли и на культуру


эпохи правления Тутанхамона. Памятники искусст­ва, найденные в его усыпальнице (см. Тутанхамо­на эпохи памятники), почти без исключения при­надлежат по стилю к позднеамарнскому периоду. Некоторые приемы амарнского искусства приме­нены и в ансамбле Рамессеума XIII в. до н. а; со­храняются они в поздний и эллинистический пери­оды истории Древнего Египта.

Литература:

Матъе М. д. Во времена Нефертити. М.-Л., 1965.

Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.

АПАДАНА,открытый многоколонный зал, яв­лявшийся центром царских покоев Ахеменидского Ирана и типизированный в иранской парадной ар­хитектуре в VI а до е а Наиболее близкими по времени прообразами А являются парадный зал с колоннами в урартской цитадели г. Ирпуни и дворцовые памятники Мидийского царства. Вместе с тем иранская А. уникальна по/своим функциям и замыслу. «Самое блестящее создание иранской ар­хитектуры», А. доминирует над всем дворцовым ком­плексом и служит местом совершения торжествен­ных церемоний и пышных дворцовых процессий.

Во дворцах Персеполя и Суз к помещению А. вели широкие лестницы, украшенные рельеф­ными изображениями. Огромное квадратное про­странство А. перекрывалось мощными кедровыми балками, которые опирались на множество строй­ных и высоких (до 20 м), широко расставленных колонн. Во дворцах Персеполя эти колонны имели каннелюры и капители в виде быков с позолочен­ными рогами. Знаменитая А. Дария — Ксеркса име-









Сейчас читают про: