Искусство Древнего мира. Культура А. П. Отличается замечательным свое­образием, которое вытекает прежде всего из ха­рактера Нового мировоззрения


Амарнский период



Культура А. п. отличается замечательным свое­образием, которое вытекает прежде всего из ха­рактера нового мировоззрения. Самым необычным фактом является отказ от строго идеализированно­го, сакрального понимания образа фараона. Конеч­но, власть древней традиции обладала огромной инерцией, и в правление Эхнатона сооружались канонические статуи, служившие для поклонения царю-божеству. И все же новый стиль нашел от­ражение даже в колоссах Аменхотепа IV, установ­ленных в храме Атона в Карнаке. В этих статуях присутствуют не только типичные канонические приемы монументального искусства, но и новое понимание портретности, которое теперь требо­вало достоверной передачи внешнего облика фа­раона вплоть до характерных особенностей строе­ния тела. Критерий правдоподобия был своего рода протестом против прежнего официального искусства, поэтому особым смыслом в А. п. напол­няется слово «маат» — истина. Изображения Эхна­тона — любопытный пример сочетания реалисти­ческой достоверности с требованием предельной обобщенности и нормативности, свойственными египетскому искусству. Форма головы фараона,


необычно удлиненный овал лица, тонкие руки и узкий подбородок — все эти черты бережно со­хранены и отражены в новой традиции; но при этом все изобразительные приемы были закреп­лены на специальных образцах — скульптурных моделях. Первым примером нового образа стали пограничные стелы с рельефами близ Ахетатона.

Характерные приемы изображения фараона были распространены и на членов его семьи. От­кровенным новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось еги­петским каноном (см. Канон древнеегипетский). Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт: та­кова инкрустированная золотом и стекловидной пастой голова матери фараона, царицы Тии Стилевая само­бытность отличает и амарнские росписи, которые выполнены в соответствии с новым каноном. Мягкая живописность и одновременно изысканная стилизо­ванность характерны для изображений дочерей Эх­натона. В эпоху Амарны полихромная роспись усту­пает место колористической живописи, основанной на изменениях цвета, его гармонии и тонкой нюан­сировке, а не на контрастном противопоставлении. Интимное лирическое начало проявляется и







Тутмес. Цветной бюст Нефертити. XIV в. до н. э.


Тутмес. Голова Нефертити. XIV в. до н. э.



Дпадана



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: