Древний Восток. ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ культура

Вавилоно-ассирийская культура




жала шумеро-аккадским ученым и мастерам, а в дальнейшем — вавилонянам. С основами вавилон­ской науки были знакомы и народы соседних обла­стей: эламиты, хурриты, хетты, финикийцы. Их культуры находились в постоянном контакте с В.-а. к., взаимодействуя с нею и нередко на нее влияя. Вклад ассирийцев в вавилонскую науку не был значительным, однако большинство научных сочи­нений дошло до нас из ассирийских библиотек XII-VII вв. до н. э. Некоторые достижения В.-а. к. были восприняты древнегреческой наукой.

Централизующую роль в становлении В.-а. к. иг­рала разветвленная и стройная мифологическая система (на основе которой формировались мест­ные религиозные культы), а также свод теорети­ческих и практических сведений о языке. Именно списки знаков письма стали первыми в Древнем Двуречье сочинениями научного характера. Переч­ни пиктографических (рисуночных), а затем клино­писных знаков и терминов были впервые составле­ны ок. 3000 г. до н. э. Позднее, с вытеснением шумерского языка из бытового употребления и с переходом на аккадский, стали создаваться посо­бия для изучения шумерского языка как «ученого», языка религии и науки, аналогичного по роли уче­ной латыни в культуре западного Средневековья. Средоточием науки были в Древней Месопотамии т. н. э-дубба, т. е. светские школы-академии, гото­вившие писцов (видимо, имелись также и храмо­вые школы). Должность писца считалась чрезвы­чайно почетной (в соответствии с уровнем эрудиции и со специализацией различалось ок. двадцати ви­дов писцов), что и объясняет обилие изображений их в месопотамских памятниках искусства.

Наряду с обширной устной литературой (стихот­ворные эпические сказания, плачи, дидактические и обрядовые сочинения) важнейшее место в В-а. к. занимают пластические искусства. Древнейший этап ее развития — т. н. додинастический период:лумерской культуры, связанный с такими значи--льными явлениями, как локальная культура ■'рука, Убайда (Эль-Обейда), Джемдет-Наср и др. династическую эпоху (начало III тыс. до н. э.) искусстве усиливаются черты каноничности,:данной условности почти во всех видах искус-что не мешает шумерским мастерам созда-;:сключительные по своеобразию и изяществу зведения (см. Ура памятники). Особая роль т период принадлежит храмовому зодчеству, очень быстро обретает в В.-а. к. собствен-уникальный облик. Периоды владычества ак-■;я династий и династий Ура завершают шуме-■ гадский этап В.-а. к., по окончании которого.--:-:тво переходит к Вавилону (XVIII в. до н. а).


Алебастровая голова из Мари. XXVIII в. до н. э.

Золотая статуэтка среднеэламского времени. Сузы. ХШ-ХИ вв. до н. э.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: