Искусство Древнего мира


«Гизехские головы»



Зиккурат в Чога-Замбиле. XIII в. до н. э.

От периода возвышения этого легендарного го­рода сохранилось мало памятников; наиболее зна­чительные из них — диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи и росписи дворца прави­теля Зимри-лима в Мари с многоцветными мифоло­гическими сценами на стенах, напоминающими древнеегипетские росписи. Заметные новшества появляются и в строительстве зиккуратов, приме­ром чего может служить пятиступенчатый зикку­рат религиозного центра Элама Дур-Унташа (ныне Чога-Замбиль), гораздо более сложный в плане дета­лизации, чем шумерские храмы. Он включает в себя арки, сводчатые помещения, сложные переходы и явно несет следы воздействия дворцового зодче­ства (XIII в. до н. а). Круглая скульптура выполня­ется главным образом из алебастра и отличается несколько стилизованной выразительностью, в ко­торой заметно стремление к передаче жизненно достоверных деталей.

Очередной этап в развитии В.-а. к. связан с возвы­шением Ассирии, искусство которой складывается во П тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и древнего племени хеттов (рельефы дворца в Кар-Тукульти-Нинурта, XIII в. до н. э.). Искусство Ас­сирии резко выделяется из всего исторического комплекса В.-а. к. благодаря обилию военной и три­умфальной тематики в его памятниках. Особая об­ласть ассирийской культуры — дворцовое зодче­ство, в котором объединились принципы светской и храмовой архитектуры Двуречья. Величие асси­рийских архитектурных памятников во многом обеспечивается и их развитым декором, среди со­хранившихся образцов которого имеются монумен-


тальные росписи и полихромные декоративные панно, украшавшие дворцовые стены и ворота. Расцвета в эту эпоху достигает также круглая двор-цово-храмовая скульптура (статуя Ашшурнасирпа-ла), глиптика, резьба. Своеобразие ассирийского искусства обеспечивается необычайно интенсив­ным взаимодействием в ходе его становления черт многочисленных исторических культур разных на­родов. Падение Ассирии оборвало историю ее своеобразного искусства, одного из ярчайших в В.-а к

В конце VII в. до н. э. кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (т. н. новова­вилонский период). Выдающимися памятниками этой эпохи являются дворец Навуходоносора II и храмо­вый комплекс Эсагила. После завоевания Вавилона Ахеменидами (539 г. до н. э.) и его вхождения в госу­дарство Селевкидов В.-а. к. испытывает влияние пер­сидского, а позднее эллинистического искусства. В свою очередь, позднее вавилонское искусство и некоторые общие принципы В.-а. к. воздействовали на становление культуры Ирана и Парфии.

Литература:

Крамер С. Н. История начинается в Шумере: Пер. с англ. М., 1968.

Матье М. Э., Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Луконин В. Г. Искусство Древнего Востока: Памятники мирового искус­ства. М., 1968. Сер. 1. Вып. 2.


Скульптурная голова из Гизы. XXVII в. до н. э.

«ГИЗЕХСКИЕ ГОЛОВЫ», группа скульптурных памятников, найденных в некрополе Гизы и от­носящихся к периоду правления IV династии фа-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: