Древний Восток. Раонов Древнего Египта (эпоха Древнего царства, ок

Гудеа




раонов Древнего Египта (эпоха Древнего царства, ок. XXVII в. до н. э.). Г. г. выполнены почти в нату­ральную величину, без традиционной раскраски, характерной для известняковых портретных и ри­туальных изображений.

Вероятно, они служили моделями, отражающи­ми портретные черты усопшего, над статуями ко­торого работал мастер. Г. г. лишены обязательных атрибутов погребального изображения — платка-клафта, парика, символических украшений. Пред­положение об их вспомогательной роли подтверж­дается наличием на некоторых из них пометок мастера. По завершении работы над гробницей в нее вместе с каноническими изображениями по­мещались и головы-модели, что позволяет считать Г. г. архаической разновидностью скульптурного портрета в искусстве Древнего Египта.

ГИПОСТИЛЬ (от греч. ЫрозШоз — поддержива­емый колоннами), обширное крытое помещение (зал храма или дворца), потолок которого опира­ется на многочисленные, часто поставленные ко­лонны. Г., или гипостильные залы, были распрост­ранены в архитектуре народов Древнего Востока (Египет, Иран).

ГЛИПТИКА (греч. §Ирт.1ке, от §1урпо — выре­зать), искусство резьбы на камне, в том числе на драгоценных и полудрагоценных камнях. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили зна­ками собственности, амулетами и украшениями и были распространены в культуре Месопотамии, Персии, Древнего Египта. Выполнялись они из мяг­ких или твердых видов камня вручную или с по­мощью примитивных станков с вращающимися резцами. Геммы с углубленными изображениями называются инталиями, с выпуклыми — камеями.

Произведения Г., созданные в Древнем Двуре­чье, представляют собой главным образом цилинд­рические печати (инталии), оттиски которых дают развернутые поясами многофигурные композиции. На древнейших печатях Шумера (начало III тыс. до н. э.) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, бытовые и мифологи­ческие сценки. В культуре Древнего Двуречья были выработаны общие для всех скульптурных изображений приемы, в том числе традиция «по­строчного» изображения эпизодов сюжета. Фризо-образное расположение фигур на плоскости, по­мещение нескольких фризов (регистров) друг над другом, подобно строчкам текста, стали принци­пом построения рельефных композиций, широко применявшимся и в Г.

В классический период шумеро-аккадского ис­кусства изображения на печатях на длительное


Оттиски цилиндрических печатей с изображением

борьбы человекобыка со львом и с изображением героя,

приводящего чудовище на суд бога солнца Уту

(Шамаша). Месопотамия. Конец III тыс. до н. э.

время приобретают условный характер, зачастую превращаясь в подобие геометрического узора. Од­нако жизненно достоверные черты вновь усилива­ются в Г. периода Аккада (XXIII в. до н. а): изобра­жения становятся более объемными, пластическое решение обретает динамику и свободу. В памятни­ках Г. периода Аккада появляется безупречное чувство композиции; исключительно и разнообра­зие их сюжетов: от военных сцен до жанровых изображений, от персонажей и эпизодов мифоло­гии до сценок, взятых из фольклора. Аккадские резчики полнее, чем мастера других пластических форм, отражали мир эпоса, сказки, быта Двуре­чья. Значительно раньше, нежели в других облас­тях изобразительного искусства, в Г. стали появ­ляться элементы пейзажа.

Традиции Аккада продолжились в искусстве Асси­рии (I тыс до н. а), для которого в Г. характерно бо­гатство тематики, особая тщательность отделки и тяготение к декоративной орнаментальности. С тради­циями месопотамской Г. связаны геммы Урарту (ГХ— VII ва до н. э.) и Ахеменидской Персии (VI—V вв. до н. а). Печати Египта имеют, как правило, форму свя­щенного жука скарабея. На нижней стороне печати вырезались мифологические сцены или иероглифи­ческие тексты, подчиненные плоскости камня. Ис­кусство Г. было широко распространено в культуре эгейского мира и античной Греции и Рима.

ГУДЕА (ХХП в. до н. а), правитель г. Лагаша, входившего в Шумеро-Аккадское государство и процветавшего в послеаккадский период. Г., при дворе которого работало множество мастеров со



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: