double arrow

Парфянское искусство. Ваза. Керамика, роспись. Мерв


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Ваза. Керамика, роспись. Мерв. V в. н. э.

хитектуры (глубокий айван, купольные конструк­ции) был широко развит в последующую эпоху.

Сведений о парфянской живописи очень немного. В какой-то степени их отсутствие восполняется теми представлениями, которые можно составить о вазописи. Однако монументальная живопись не только существовала, но и была очень развита в П. и В живописи, как и в скульптуре, в первые века н. а заметно стремление к архаической плоско­стности, фронтальности композиции (храмы Дура-Европоса). Росписи были найдены и в Большом хра­ме Мансур-депе. Они имеют чисто декоративный характер и очень близки по стилю монументаль­ной живописи эллинистических центров — Алек­сандрии, Македонии, городов Северного Причер­номорья. Схема росписи внутренних стен нередко воспроизводила кладку; при этом цветом выделя­лись цоколь, ортостаты, панели. Часть росписей имитирует цветной мрамор. Декоративная роспись внутренних помещений иногда не содержала ника­ких фигурных изображений, а была только яркой тонировкой архитектурного декора. Фриз окраши­вался в черный цвет, капители — в красный, про­странство стены между пристенными колоннами — в малиновый и т. д. Верхние ярусы обычно сохра­няли белую окраску.




Скульптурные памятники П. и. известны главным образом во фрагментах, но очевидно, что скульп-


тура входила в оформление важнейших обще­ственных сооружений и храмов. Наряду с привоз­ными эллинистическими произведениями пластики в восточной части Парфянского царства распрост­ранились местные глиняные статуи (много образ­цов таких изваяний найдено в зданиях Нисы). Гли­няная скульптура изготавливалась в несколько приемов. На свинцовый, деревянный или камышо­вый каркас накладывалась сырая глина зеленого цвета. Окончательная отделка производилась бо­лее мелкозернистой глиной цвета светлой терра­коты. Поверх этого слоя иногда наносился тонкий слой обмазки из белого алебастра, затем статуя раскрашивалась. Во многих скульптурах пласти­чески обработаны только лицевая сторона и бока (фигуры были пристенными). Как и для архитек­турных памятников, определяющим началом явля­ется сочетание в парфянской скульптуре гречес­ких и местных черт, которые неодинаково взаимо­действовали в разных художественных центрах и в разные периоды. Есть и точки соприкосновения между парфянской (нисийской) и бактрийской скульптурой, что проявляется в тематике и в об­лике фигур.

Важная стилистическая особенность монумен­тальной скульптуры — героизация образа, особая масштабность, проистекающая из ее принадлеж­ности к официальному искусству. В разных районах скульптурные изображения в храмах и дворцах устанавливались как в верхней, так и в нижней ча­сти интерьера, но во всех случаях скульптура тесно связана с архитектурой. Знаменитой наход­кой из Нисы является «Родогуна» (так звали дочь царя Митридата I). Эта скульптура выполнена из двух видов мрамора — белого и серого. Статуэтка относится к широко распространенному в эллинис­тическую эпоху типу Афродиты Анадиомены, про­образом которой являлось живописное изображе­ние работы Апеллеса. Однако поза ее не совсем канонична, а сосредоточенно-суровое выражение лица сильно отличает «Родогуну» от других элли­нистических Афродит. Согласно легенде, Родогуна мыла волосы, когда пришла весть о нападении врагов, и поклялась домыть их только тогда, когда враги будут уничтожены. Работа эта является тво­рением иноземного, вероятно, греческого мастера, но в ней учтены вкусы парфянской знати, посколь­ку скорее всего она делалась по заказу. Большин­ство привозных статуй невелики по размерам и предназначались не для общественных сооруже­ний, а для украшения жилищ.



Скульптура Маргианы, найденная в Мерве, рас­крывает иные связи и влияния: здесь преобладает воздействие восточных стилей. Сохранились па­мятники скульпторов Пальмиры (надгробные сте-









Сейчас читают про: