double arrow

ДРЕВНИЙ восток


Парфянское искусство




живших для растирания красок. Однако в памятни­ках Раннего царства оно остается лишь в силу традиции. Обе стороны покрыты рельефами, и уг­лубление служит ритмическим центром изобра­женной композиции. Принято считать лицевой имен­но сторону с углублением. Кроме того, традиционный круг в центре П, видимо, был связан с солнечным культом или иной мифологической идеей.

Среди образцов П. выделяют по тематике П. с изображениями быка, льва, шакалов. Образ быка или льва был знаком правителя; шакал же считался олицетворением Анубиса, божества заг­робного мира («Палетка с шакалами», конец IV тыс. до н. а).

Наиболее знаменита т. н. П. фараона Нармера (Менеса?), на лицевой стороне которой изображе­ны в среднем регистре два фантастических живот­ных, чьи длинные шеи, сплетаясь, образуют цент­ральный круг П. Как и другие рельефы этого памятника, они символизируют объединение Верх­него и Нижнего Египта. Фигура фараона находится на обеих сторонах; он изображен в коронах Верхне­го и Нижнего Египта. Часть изображений представ-


ляет собой иероглифические пиктограммы (сокол, олицетворение Гора, держит за веревку голову побежденного северянина, поднимающуюся из зна­ка земли). В верхнем регистре находятся изображе­ния стилизованных человеческих лиц с коровьими рогами — это символы богини Хатор, покрови­тельницы фараона. В изображениях уже уверенно применены приемы канонического искусства Егип­та: голова и ноги фигуры фараона повернуты в профиль, плечи — анфас. С конца додинастичес-кого периода этот прием становится устойчивым и закрепляется традицией. В П. Нармера присутству­ет также характерный прием разномасштабного изображения. Принципы оформления П. имеют об­щие черты с художественным стилем египетских и месопотамских памятных стел.




ПАРФЯНСКОЕ ИСКУССТВО,памятники худо­жественной культуры древнего царства Парфии, возникшего ок 250 г. до н. э. Одно из великих госу­дарств Востока, Парфия располагалась к югу и юго-востоку от Каспийского моря, включая терри­торию современной Туркмении, Ирана и Ирака, часть Сирии, Афганистана, древние земли Вавилон­ского царства, Гиркании и мн. др. Парфия вступила в период своего расцвета в середине I в. до н. а, когда ее власти и политическому влиянию были подчинены обширные области от Месопотамии до границ Индии. Парфянское царство существовало почти пять столетий, до 20-х гг. III в. н. э. Сведений о парфянах сохранилось очень мало, большинство свидетельств о них принадлежит чужеземцам. И тем не менее современники не только отдавали должное могуществу этого царства, но и считали парфян реальными соперниками Рима.

«Парфяне..., как бы поделив весь мир между со­бой и римлянами, в настоящее время держат власть на Востоке», — пишет античный историк Помпеи Трог. На протяжении нескольких веков ис­торические судьбы всего Восточного Средиземно­морья и Ближнего Востока определялись отношени­ями Римской державы и Парфии, двух крупнейших государств того времени.



Около 300 г. до н. э. Парфия еще являлась сатра­пией Селевкидов (династии, основанной бывшим сподвижником Александра Македонского, Селев-ком); спустя некоторое время она была завоевана сакским кочевым племенем парнов во главе с Ар-шаком, родоначальником будущей династии Арша-кидов. С этого времени территория Парфянского царства несколько раз переходит из подчинения Аршакидам во владычество селевкидских царей, пока наконец в 170-137 гг. до н. а, в царствование Митридата I, страна не начала планомерного заво­евания ближних земель. Оно было достаточно дол-









Сейчас читают про: