Древний Восток. Парфянское искусство

Парфянское искусство




лы). Как известно, Пальмира была одним из цент­ров, где формировалось то направление в искус­стве, которое оказалось своеобразным предвосхи­щением искусства Средневековья. Ряд найденных в Мерве скульптур — индийского происхожде­ния, и привозились они по заказу местных буддис­тов. Среди них — голова статуи Будды, миниатюр­ные изображения Будды и арфистки, выполнен­ные из шифера. Все эти скульптуры были ярко раскрашены. Что касается монументальной скуль­птуры, развивающей только местные традиции, го такие работы найдены лишь во фрагментах. 3 Маргиане были очень популярны мелкие терра­котовые статуэтки, изображавшие богинь и богов местного пантеона. Возможно, они являлись копия­ми крупных храмовых статуй. Ясно лишь, что в развитии П. и. общей тенденцией стало усиление фронтального характера, плоскостности скульпту­ры, которая нередко заменяется рельефом (осо-"■енно в декоре фризов) и даже росписью. В об­ласть парфянской скульптуры входят также плос­костные и фронтальные наскальные рельефы, например на скале Бехистун (первые века н. э.).

Среди изделий прикладного искусства выделя-- тся ритоны из Нисы, изготовленные из слоновой кости во II в. до н. э. Здесь отчетливо проявляется местная традиция. Декоративные фризы на таких

'Судах создавались на греческие или местные сю­жеты. Нисийские ритоны принадлежат к тому типу, который был особенно популярен в иран-:ком и скифском мире, хотя иногда встречался и = Греции. Он характеризуется удлиненным изогну­тым туловом, сохраняющим естественную форму ";:вня, т. е. более широким сверху и суженным конца. Нисийские ритоны при этом выполнены

г из цельного бивня, а из отдельных кусков кос-

:. укрепленных на каркасе. На узком конце рито--гы украшались скульптурной головой какого-либо -:;тотного. Горловина ритона оформлялась в виде

-льефного карниза из отдельных небольших изоб-

.-жений; ниже располагался рельефный фриз.

>мпозиция фриза исполнялась в технике барель-

-фа. Чаще других встречается композиция, пред-

тавляющая 12 олимпийских божеств. При общей " тизости этих изображений к эллинистическому

:кусству примечательно изменение типа женских " Щ, придание им этнических восточных черт. По-

• лярны в рельефах ритонов были и дионисийские

- 'Жеты, решенные очень динамично. Среди таких

- >жетов преобладают сцены вакханалий. Фигуры,
--.зершающие ритон, в большинстве своем элли­
нистические, но иногда встречаются и иные, свя-

анные с миром иранских эпических и религиозных казаний. Особенно явным признаком воздействия райского искусства является изображение крыла-


тых зверей. Нисийские ритоны не были предназна­чены для повседневного пользования. Это ритуаль­ные или парадные сосуды, использовавшиеся, в частности, при коронации и в ритуалах поклоне­ния священному огню города. Ритон (или лук со стрелами) служил одним из знаков царской власти в искусстве парфян и скифов.

В сокровищницах парфянской Нисы найдены так­же бронзовые зеркала, бляшки с фигурами бегу­щих животных. Они достаточно близко напоминают искусство народов Северного Причерноморья. Со­хранились и остатки круглых парадных щитов, па­радных топориков из серебра с позолотой. В таких изделиях черты эллинистического искусства наи­менее заметны. Богатый материал для суждения о П. и. представляет и местная глиптика, хотя со­хранилось больше оттисков, чем самих печатей. Большая часть печатей была каменной; но, веро­ятно, изготавливались и стеклянные, и металли­ческие. Их тематика близка древнеиранской (еди­ноборство царя с чудовищем, священное дерево, фантастические животные). На некоторых печатях изображены греческие боги.

Большой интерес представляет парфянская вазо­пись. Наиболее ранний образец росписей по кера­мике — осколок вазы с эскизным изображением мужского лица. Он предвосхищает стиль ранне-средневековой вазы, найденной в Мерве. Она была замурована в фундамент буддийского святилища и содержала священные рукописи (правда, при этом ее стиль вовсе не связан с искусством буддизма). Сосуды таких форм (сильно расширяющееся туло-во, ручки с выступами-шариками) использовались в качестве оссуариев, но неизвестны как бытовые. На вазе изображены сцены царского свадебного пира, царской охоты, прощания у постели умираю­щего, сцена погребения. Таким образом, перед на­блюдателем проходит целая человеческая жизнь — тематика, необычная для вазописи и более принятая в монументальном искусстве. Стилистически ваза из Мерва близка монументальной живописи Средней Азии и сасанидского Ирана. Здесь господствует ли-неарность, фигуры очерчены контуром, краски ярки и насыщенны. В манере художника, почти це­ликом связанной с каноничностью, условностью, еще угадываются черты античного искусства с его пристрастием к многоплановым композициям.

П. и. оказало серьезное воздействие на художе­ственную культуру соседних стран. Градостроитель­ные и архитектурные находки парфян получили широкое применение в эпоху первых Сасанидов; тра­диции парфянской скульптуры проявились в оформ­лении дворцов государства Кушан и в Бактрии. На Западе заметную роль в становлении искусства позд­него Рима и Византии сыграли художественные




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: